Внедрение и распространение инноваций в период пандемии: опыт образовательных организаций г. Красноярска

DOI: 10.15293/1812-9463.2101.11

УДК 341.92+371 

Величко Евгения Валериевна

директор МКУ КИМЦ, магистрант программы «Менеджмент образовательных инноваций», Институт педагогики, психологии и социологии,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск. E-mail: velichko.e@kimc.ms

Агеева Надежда Семеновна

заместитель директора МКУ КИМЦ, магистрант программы «Менеджмент образовательных инноваций», Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск. E-mail: ageeva.n@kim.ms

Терентьева Ольга Николаевна

заместитель директора МКУ КИМЦ, магистрант программы «Менеджмент образовательных инноваций», Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск. E-mail: pon_7@list.ru

ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ
В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ г. КРАСНОЯРСКА

Образовательный процесс не только в нашей стране, но и в мире с марта 2020 года претерпел кардинальные изменения. Тотальный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угрозы пандемии коронавируса (COVID-19). Изменения коснулись не только процесса обучения, но и инновационной деятельности, которая реализовывалась в образовательных организациях. Целью данной статьи является описание и анализ опыта распространения инноваций в школах города Красноярска в период пандемии для выявления сопутствующих проблем и путей их решения. Основная идея работы состоит в изучении трансформации феномена образовательных инноваций в школьном образовании в контексте всеобщего дистанционного обучения. В рамках исследования был проведен мониторинг возможности организации дистанционного обучения и ведения инновационной деятельности в период пандемии. Опрос проводился по всем образовательным организациям города Красноярска. Проводились вторичный анализ и интерпретация результатов опросов, систематизация и классификация используемых теоретических и фактологических материалов, анализ управленческих практик и опыта деятельности образовательных организаций в условиях экстремального перехода на дистанционный режим, что в совокупности составило авторский результат исследования. В ходе работы также были выявлены ключевые проблемы, с которыми столкнулась система образования города Красноярска при переходе на дистанционный режим работы.

Ключевые слова: инновации, пандемия, дистанционное обучение, расшколивание, полилингвальность, развивающее образование, техники дистанционной работы.

Текст статьи

Список литературы

1. Гребенцова Г. В. Рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Г. В. Гребенцова, А. В. Еремеева, Ю. А. Битиньш, Р. В. Митрохин, Т. А. Жихарева. – Красноярск: МКУ КИМЦ, 2020. – 17 с.

2. Кабина А. Организация дистанционного обучения детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. URL: https://znanio.ru/media/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-uchyotom-ih-vozrastnyh-osobennostej-2609099 (дата обращения: 18.01.2021 г.)

3. Петряева Е. Ю., Вачкова С. Н. Доступность образования в период дистанционного обучения: онлайн-марафон открытых экспертных интервью // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9).

4. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 32 с.

5. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В. Медиация в образовании в контексте модернизации педагогического образования: опыт Сибирского федерального университета // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3. – С. 5–13.

6. Turnuklu A. et al. Helping students resolve their conflicts through conflict resolution and peer mediation training // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2009. – Vol. 1. – Pp. 639–647. DOI: 10.1016/j.sbspro.2009.01.113.

7. Watson N. T., Rogers K. S., Watson K. L., Liau-Hing Yep C. Integrating social justice-based conflict resolution into higher education settings: Faculty, staff, and student professional development through mediation training // Conflict Resolution Quarterly. – 2019. – Vol. 36 (3). – P. 251–262. DOI: 10.1002 / crq.21233

8. Korshunova V. V. Practice-oriented approach to training tutors at the Siberian Federal University // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2019. – Т. 12, № 2. – С. 164–174. DOI: 10.17516 / 1997-1370-0386.

9. Громыко Ю. В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. – М.: Институт учебника Раideiа, 1997. – 560 с.

10. Слободчиков В. И., Громыко Ю. В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. – 2000. – № 2. – С. 3–12.

11. Сафонова К. И., Подольский С. В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 9. – С. 52–61.

12. Галкина Н. В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении // Игровое моделирование: методология и практика. –1987. – № 1. – С. 38–48.