DOI: 10.15293/1812-9463.2101.02
УДК 155.9+371
Кохан Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием ИДО, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: nkokhan@mail.ru
Олейник Ирина Сергеевна
заместитель директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения Краснообская средняя общеобразовательная школа № 2, г. Новосибирск. E-mail:i_oleinik@mail.ru
КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В статье характеризуется понятие имиджа образовательной организации, раскрываются специфика конкурентоспособности в сфере образования, понятия «корпоративный имидж», факторы, которые оказывают влияние на формирование имиджа организации. Обозначается монополистический характер конкуренции в сфере образования как использование двух разных направлений конкуренции, что связано
с особенностями предоставляемой образовательной услуги. Цель статьи заключается в обосновании маркетинговой стратегии предпочтения в процессе управления корпоративным имиджем образовательной организации с целью обеспечения ее конкурентоспособности и продвижения образовательных услуг, выявлении оптимальных маркетинговых технологий. Подчеркивается открытый характер системы образования, особенности конкурентных процессов. Приводятся описания маркетинговых инструментов, которые позволяют эффективно осуществлять целенаправленное воздействие образовательной организации на внешнюю среду. Результатом исследования является определение условий использования корпоративного имиджа как маркетингового инструмента повышения конкурентоспособности образовательной организации.
Ключевые слова: образовательная организация, конкурентоспособность, корпоративный имидж, маркетинговые инструменты, маркетинговая стратегия, маркетинговые технологии.
Список литературы
1. Абабкова М. Ю. Маркетинг образовательных услуг: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. – 78 с.
2. Азоев Г., Старостин В. Персонализированный маркетинг // Маркетинг. – 2012. – № 5. – С. 38–62.
3. Акопов Г. Л, Бакирова Н. В., Акопова А. Л. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2019. – 304 с.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 18–22.
5. Ассель Г. Принципы и стратегия. – М: ИНФРА-М, 1999. – 25 с.
6. Багиев Г. Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учеб. – М.: Экономика, 1999. – 428 с.
7. Белоусова С. В. Маркетинг образовательных услуг: состояние, тенденции, перспективы // Бизнес-навигатор. – 2015. – № 1 (36). – С. 39–43.
8. Блинов А. О., Захаров В. Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4.
9. Бодиан Ж. П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшнз: предмет
и мастерство. – М.: Имидж-контакт: ИНФРА-М, 2001. – 232 с.
10. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Экономисть, 2006. – 296 с.
11. Даниленко Л. В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций. // Маркетинг
и маркетинговые исследования. – 2014. – № 4. – С. 67–69.
12. Карпова С. Маркетинговые инструменты ТНК // Маркетинг. – 2011. – № 1. –
С. 11–20.
13. Котлер Ф. Стратегический маркетинг для учебных заведений / Ф. Котлер, Карен Ф. А. Фокс; пер. с англ. – М., 2011. – 580 с.
14. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 944 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 130 с.
16. Почепцов Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов. – Киев: Адеф Украина, 1997. – 328 с.
17. Товышева И. З. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений ВПО: автореф. дис. канд. эконом. наук. – М., 2011.
18. Томилова М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 4. – С. 110.
19. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 37–38.
20. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 528 с.
21. Шемятихина Л. Ю. Маркетинг в образовании: учебно-методический комплекс. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2007. – 80 с.
22. Шкардун В. Д., Яхтямов Т. М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 3.
23. Шпаковский В. О., Егорова Е. К., Милаева О. В. Технологии управлении общественным мнением. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. – 240 с.
24. Эдвардс М. Визуальные коммуникации. Как убеждать с помощью образов. – М.: Бомбора, 2019. – 144 с.