Облачные вычисления как средство формирования образовательной среды высшего учебного заведения

DOI: 10.15293/1812-9463.2101.06

УДК 378.4 

Попова Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедра математики и информатики Новосибирского военного института имени генерала И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ,
г. Новосибирск, E-mail: Kryne_ni@mail.ru

Андронов Артем Викторович

Подполковник, старший преподаватель кафедры математики и информатики Новосибирского военного института имени генерала И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ г. Новосибирск, E-mail: Aandronovav@mail.ru

Хомченко Алексей Сергеевич

Кандидат химических наук, доцент кафедры химии Новосибирского государственного педагогического университета,
г. Новосибирск. E-mail: a.homchenko@mail.ru,

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются проблемы организации образовательной среды высших учебных заведений. Цель статьи заключается в определении облачных вычислений, как наиболее эффективного средства формирования единой образовательной среды вуза, обеспечивающего надежную организацию учебного процесса в области оказания образовательных услуг в режиме «одного окна» в различных социальных, политических и экономических условиях. Основываясь на анализе современных платформ организации образовательной среды и исходя из современных тенденций рынка IT-технологий, в настоящее время одним из перспективных направлений является Cloud Computing (облачные вычисления). В статье определяется суть облачных вычислений, которая заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Приводятся примеры применения облачных технологий в госсекторе и образовании. Описываются основные виды услуг, предоставляемые Российским рынком облачных сервисов (Saas и Iaas). Более подробно разбирается реализация «Национальной облачной платформы О7», разработанной компанией Ростелеком. Рассматриваются преимущества организации образовательной среды с помощью облачных технологий. Выделяются характерные черты концепции Cloud Computing, рассматриваются различные виды облаков их достоинства и недостатки. Организация единой образовательной среды высшего учебного заведения посредством облачных вычислений является перспективным направлением, позволяющим достичь высокой технологичности: при снижении затраты на приобретение специального программного
и технического обеспечения, качество и эффективность образовательного процесса в условиях цифровизации экономики значительно улучшается, а также становится возможным оказание образовательных услуг в режиме «одного окна», что является приоритетным направлением правительства Российской Федерации.

Ключевые слова: облачные вычисления, информационно-образовательная среда, технология Cloud Computing, Государственная единая образовательная платформа (ГЕОП), Национальной облачной платформы О7, модель оказания услуг, Saas, IaaS, гибридное облако, цифровая платформа, IT-технологии.

Список литературы

1. Хаблиева С. Р. Информационно-образовательная среда в различных образовательных системах // Современные научные исследования и инновации. – 2015. –
№ 12 – С. 1129–1137.

2. Тимонина Л. И., Пигузов А. А. Изменение позиции преподавателя в условиях дистанционного обучения студентов в период пандемии // Актуальные технологии преподавания в высшей школе: материалы научно-методической конференции. – Кострома: 2020. – С. 142–145.

3. Лобачёв С. Л. Взаимосвязь систем дистанционного обучения и электронной информационно-образовательной среды вуза и перспективы эволюции этих систем // Вестник юридического института МИИТ. – 2018. – № 4 (24). – С. 11–17.

4. Кутепова Л. И., Никишина О. А., Алешугина Е. А., Лошкарева Д. А., Косты-лев Д. С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 68–71.

5. Джордж Риз. Облачные вычисления. – СПб, 2011. – 288 с

6. Ваганова О. И., Дворникова Е. И., Кутепов М. М., Лунева Ю. Б., Трутанова А. В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 6-2. – С. 183–187.

7. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №313 // Российская газета. – 2014.

8. Синько Д. А «Национальная облачная платформа» как важный этап модернизации государственного сектора в РФ // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014. – № 12. – С. 69–72.

9. Ганеева В. М. Перова М. В. Облачные технологии в госсекторе // Управление инновациями: теория, методология, практика – 2015. – № 2. – С. 110–117.

10. Кукунин Д. С., Маслова Е. А., Шумилов С. С. Облачные технологии. достоинства и недостатки облачных технологий // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020): сборник научных статей IX Международной научно-технической и научно-методической конференции. – Санкт-Петербург: 2020. – Т. 2. – С. 451–455.

11. Митин А. Н. Облачные технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 8 (63). – С. 41–47.

12. Волынкина Евгения. Вдогонку за западными облаками // Научный журнал – 2016. – № 3.

13. Фингар, Питер Dot.Cloud: облачные вычисления – бизнес-платформа
XXI века. – М.: Аквамариновая Книга, 2011. – 256 c.

14. Chelikani A, Kumar G. Analysis of Security Issues in Cloud Based. – E-LearningUniversity of Boras: 2011. – 74 p.

15. Поросков С. Ю. Стратегия развития информационных технологий в российской федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года: основные недостатки и пути их преодоления // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. компетентностный подход. – 2019. – Т. 1. –
С. 25–35.