Возможности театрального искусства в развитии переговорной компетентности педагога-медиатора

DOI: 10.15293/1812-9463.2101.07

УДК 378 

Бывшенко Анастасия Сергеевна

магистрант, медиатор общего профиля Центра медиации в образовании; Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета; г. Красноярск, Россия ba2977867@yandex.ru

Власова Наталья Владимировна

магистрант, секретарь-администратор Центра медиации в образовании; Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета; Красноярск, Россия. Е-mail: wlasoffa@gmail.com

Иванов Никита Андреевич

аспирант, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования; Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета; Красноярск, Россия. Е-mail: ni7923049@gmail.com

Кузьмин Дмитрий Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования; Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета;
Красноярск, Россия. Е-mail: dn_kuzmin@mail.ru

Матвеева Наталья Валерьевна

магистрант, инженер лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования; Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета; Красноярск, Россия. Е-mail: nmatveeva20@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В РАЗВИТИИ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА-МЕДИАТОРА

Целью статьи является теоретическое обоснование дидактического потенциала средств театрального искусства в развитии переговорной компетентности будущего педагога-медиатора. Ведущая идея исследования заключается в рассмотрении проблемы организации подготовки переговорщиков для сферы образовании на междисциплинарном уровне, обеспечивающем комплексный характер образовательной деятельности студентов – будущих педагогов-медиаторов. Авторские результаты состоят в изложении инновационного подхода к развитию переговорной компетентности педагога-медиатора, в частности, в выдвижении идеи о дополнении структуры переговорной компетентности актерским компонентом, формулировании научного определения актерской компетенции педагога-медиатора, разработке и обосновании условий реализации образовательной деятельности в университете средствами театрального искусства, способствующих результативной профессионализации будущего педагога-медиатора. Теоретическая значимость исследования заключается
в расширении понимания феномена переговорной компетентности во взаимосвязи
с актерским творчеством, в частности, с актерской техникой, и выявлении возможностей развития переговорной компетентности будущего педагога-медиатора на основе методологии театрального искусства (на примере театрализации, форум-театра и использования в профессиональной подготовке актерских и режиссерских мемуаров).

Ключевые слова: переговорная компетентность, педагог-медиатор, театральное искусство, актерские мемуары, форум-театр, кейс-метод, личностно-профессиональное развитие, междисциплинарный подход в педагогическом образовании.

Текст статьи

Список литературы

1. Ахмерова А. Ф. Студенческий театр как форма проектной творческой деятельности студентов // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 8. – C. 56–59.

2. Бекузарова Н. В., Иванов Н. А. Деятельность современного педагога в свете актерского мастерства // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2018. – № 4. – С. 2605.

3. Вахнина В. В., Городилов Д. Н. Психологические особенности переговорной компетентности руководителей (начальников) органов внутренних дел (полиции)
в различных видах профессиональной деятельности // Вестник Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова. – 2016. – № 19 (2). –
С. 147–149.

4. Возженикова О. С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования: дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2004. – 230 c.

5. Головина Т. И. Мемуары как источник культурологического исследования: дис. … канд. культурол. наук. – Санкт-Петербург, 1998. – 208 с.

6. Дроботенко Ю. Б., Дука Н. А. Кейс-студия как форма реализации кейсовой технологии в обучении студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 4 (222). – С. 82–89.

7. Иванов Н. А. К вопросу об актерском мастерстве как ресурсе профессиональной деятельности педагога-медиатора // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы I Междунар. науч. конф. Красноярск, 24–26 октября 2019 г. / под общ. ред. О. Г. Смоляниновой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – С. 164–169.

8. Курышева М. В. Театральная педагогика как учебный предмет в системе подготовки педагогов дошкольного и начального образования // Вестник ТГПУ. – 2016. –
№ 5 (170). – С. 47–50.

9. Лобжанидзе Г. И. Переговорная компетентность в памятниках письменности русского языка и методические возможности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 3. – С. 133–136.

10. Медиативные практики в образовании: поликультурный контекст: монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. – 272 с.

11. Мирончук Е. В. Мониторинг формирования профессиональной компетентности у студентов – будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики // Преподаватель ХХI век. – 2017. – № 2-1. – С. 56–63.

12. Ростовщиков Д. А. Театрализация как средство реализации ролевой позиции педагога // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 2-1. – С. 199–204.

13. Скибицкий Э. Г. Формирование переговорной компетентности будущих бакалавров в вузе // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – 2015. – № 1 (48). – С. 184–199.

14. Смирнов Г. В. Формирование субъектности студентов вуза средствами театральной педагогики: дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2015. – 180 c.

15. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В., Андронникова О. О. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) // Перспективы науки и образования. – 2020. –
№ 5 (47). – С. 413–428.

16. Солнцев И. С. Театральная педагогика как фактор развития профессионально-педагогического мастерства педагога творческого ВУЗа // Мир науки. Педагогика
и психология. – 2020. – № 1. – C. 15.

17. Станиславский К. С. Собраний сочинений: В 9 т. Т. 1. Моя жизнь в искусстве / ком. И. Н. Соловьевой. – М.: Искусство, 1988. – 622 с.

18. Учеба с азартом: хрестоматия мотивирующих внеурочных форматов образования: (из опыта группы НооГен) / под ред. Марии Миркес. – СПб.: Школьная лига: Образовательные проекты, 2014. – 183 с.

19. Шелестова З. А. Принципы театральной педагогики как основа обучения студентов искусству художественного (выразительного) чтения: монография. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. – 276 c.

20. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Неолит», 2017. – 408 с.

21. Ямбург Е. А. Третий звонок: практика школьного театра. – М.: Бобслен, 2018. – 240 с.