DOI: 10.15293/1812-9463.2101.09
УДК 376
Ряписова Алевтина Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии
и педагогики Института естественных и социально-экономических наук
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,
г. Новосибирск, E-mail: algen_60@mail.ru
Якушенко Светлана Олеговна
Магистрант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный
педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: fatiniya98@bk.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье представлены основные результаты научно-исследовательской деятельности, посвященной реализации трудовой функции педагога-психолога – психологическому просвещению в условиях инклюзивной практики. Определено ключевое понятие: психологическое просвещение понимается как вид профессиональной деятельности педагога-психолога, предусматривающий распространение научного психологического знания, способствующий расширению кругозора и развитию ценностного отношения личности и групп людей к явлениям в образовательном пространстве. Цель исследования – охарактеризовать актуальные аспекты содержания и адекватные формы и методы психологического просвещения в условиях инклюзивной практики. Предложено тематическое содержание, интерактивные формы
и методы осуществления психологического просвещения субъектов инклюзивного образования – педагогов, родителей и обучающихся разных возрастов. В качестве авторского результата разработан проект деятельности педагога-психолога по организации психологического просвещения на основе календаря событий, связанных с инклюзивным образованием. На основе календарно-тематического планирования предложены рекомендации для организации просветительской деятельности в образовательной организации, реализующей инклюзивное образование.
Ключевые слова: инклюзивное образование, трудовая функция, психологическое просвещение, лица с особыми образовательными потребностями, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическая помощь, интерактивные формы и методы, календарь событий.
Список литературы
1. Земш М. Б. Психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях инклюзивной школы // Проблемы и перспективы развития образования: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / Отв. ред. И. А. Ахметшина, Р. Г. Измайлова, А. А. Лосева. – Орехово-Зуево, 2018. –
С. 172–176.
2. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. … канд. пед. наук. – Омск, 2015.
3. Лукьянченко Н. В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2012. – № 4.
4. Марцинковская Т. Д. Психологическое консультирование и просвещение // Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. – М., 2000. – С. 107–110.
5. Онучина Л. А. Особенности психологического просвещения родителей в условиях инклюзивного образования // Педагогический поиск. – 2015. – № 11–12. –
С. 51–54.
6. Пахальян, В. Э. Психологическое просвещение в контексте проблем отечественной практической психологии // Вестник практической психологии образования. – 2016. – № 4 (49). – С. 32–42.
7. Ряписова А. Г. Инновационные формы организации образовательного процесса // Вестник педагогических инноваций. – 2017. – № 1 (45). – С. 5–14.
8. Самарцева Е. Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореф. …канд. пед. наук. – Орёл, 2012.
9. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Институт Психотерапии, 2017. – 244 с.
10. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов
в условиях высшего образования: автореф. … д-ра пед. наук. – Калининград, 2015.
11. Черкасова С. А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования: автореф. … канд. психол. наук. – Москва, 2012.
12. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2013. – № 1–2. – С. 164–241.
13. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. … канд. пед. наук. – Шуя, 2011.