Применение технологии командообразования в организации инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.10

УДК 376 

Кузь Наталья Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории
и методики дошкольного образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: kuz1977@rambler.ru

Попова Анна Вадимовна

Учитель-дефектолог МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 362 комбинированного вида», г. Новосибирск. E-mail: pl_2006@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цель статьи – представление методического опыта применения технологии командообразования, основанной на теории U, в организации инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации. Дается теоретический анализ проблемы организации командной работы с целью проектирования и апробации инновационных образовательных проектов, реализуемых на уровне дошкольного образования. Высокоэффективным инструментом, который возможно применять для создания инновационных решений в командообразовании, является Теория U, основанная О. Шармером и П. Сенге. Теория U построена на трех принципах: открытый ум, открытое сердце и открытая воля.

Изучение возможностей применения технологии командообразования в организации инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации (на примере муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 362 г. Новосибирска) проводилось в несколько этапов: организационный, диагностический, апробационный и рефлексивно-оценочный. Для диагностики уровня готовности педагогов к инновационной деятельности была составлена комплексная модель оценки, включающая в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный критерии. Команда педагогов детского сада представила инновационный долгосрочный проект «Достучаться до сердец». Проект был ориентирован на взаимодействие семьи с детским садом через социокультурное развитие воспитанников и возрождение духовно-нравственных традиций нашей страны. На протяжении трех лет реализации проекта работа в творческой группе была выстроена на основе применения технологии командообразования, основанной на теории U, и проходила в несколько этапов: адаптации; группирования и кооперации; нормирования деятельности; функционирования. Полученные результаты позволили разработать модель управления инновационной деятельностью творческой группы дошкольной образовательной организации и сформулировать психолого-педагогические условия применения технологии командообразования в организации инновационной деятельности педагогов дошкольного образования.

Ключевые словатехнология командообразования, Теория U, инновационный проект, инновационная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации.

Текст статьи

Список литературы

1. Божко О. В. Технологии эффективного командообразования в образовании в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=7479 (дата обращения: 01.03.2021).

2. Большунова Н. Я. Социокультурное становление как основа духовно-нравственного развития дошкольников в формах детской субкультуры // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / отв. ред. М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии СО РАН», 2011. – С. 243–257.

3. Воропаева Е. Э. Научно-методическое обеспечение развития готовности педагогов к инновационной деятельности: учебно-методическое пособие. – Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2014. – 204 с.

4. Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.

5. Гертер Г. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе. – Харьков: Гуманитарный центр, 2006. – 192 с.

6. Горев П. М., Утемов В. В. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7. – С. 51-55.

7. Григорьев Д. В. Управление работой проектных команд: учебно-методические материалы. – М.: МИЭП, 2007. – 36 с.

8. Истюфеева Ж. Н., Кузьминых С. А. Организационно-управленческие условия для развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 3 (59). – С 12–20.

9. Казин Ф. А., Макарченко М. А., Тихомирова О. Г. Современные технологии инициирования, разработки и управления проектами в образовании: учебно-методическое пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2016. – 147 с.

10. Кузнецова Е. Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Прометей, 2012. – 210 с.

11. Куликова Т. И. Технологии командообразования // Концепт. – 2015. – № 9. – С. 98–102.

12. Поташник М. М. Управление инновационными процессами в образовании. – М.: Академия, 1994. – 298 с.

13. Шармер О. Основы теории U: главные принципы и применение на практике. – М.: МИФ, 2019. – 240 с.

14. Шармер О. Теория U: лидерство из будущего. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 508 с.

15. Шишарина Н. В. Методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 1. – С. 25–27.