Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей в дошкольной образовательной организации в контексте современных требований

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.11

УДК 371 

Беляева Раиса Александровна

доцент кафедры теории и методики дошкольного образования института детства, Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск. Email: Bra-56@yandex.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В статье представлен анализ педагогических условий успешного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей в дошкольной образовательной организации. Выделены особенности социального взаимодействия педагогов, родителей
и других участников образовательного процесса, обозначены элементы социального взаимодействия в дошкольной организации. Показаны пути и способы использования традиционных и инновационных форм совместной работы. Представлено описание традиционных форм, которые достаточно часто используются педагогами,
и в современных условиях работы детских садов являются эффективными. Инновационные формы совместной деятельности дают возможность педагогам и родителям применять интерактивные средства связи, и как результат – подключаться к образовательной деятельности детей и становиться активными участниками этой деятельности. В статье автор не претендует на полноту описания форм, средств и способов взаимодействия. Описание и классифицирование инновационных форм совместного взаимодействия педагогов и родителей – задача ближайшего будущего специалистов дошкольного образования. Для успешной реализации поставленных задач необходимо учитывать материальную и социальную составляющую, а также достаточное число квалифицированных педагогов в дошкольной организации. При описании форм взаимодействия особое значение отводится воспитанию педагогической культуры родителей. Подчеркивается необходимость целенаправленной, системной деятельности педагогов и родителей дошкольных организаций для реализации воспитательных задач. Автор приводит конкретный пример из практики воспитателей дошкольной организации.

Ключевые словапедагогические условия, традиционные формы взаимодействия, инновационные формы взаимодействия, педагогическая культура родителей, общение в социальной сети, эмоциональные контакты, проектная деятельность педагога.

Текст статьи

Список литературы

1. Беляева Р. А. Социально-личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольной образовательной организации // Инклюзивная культура в современном обществе: сборник трудов международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 25–26 апреля 2017 г. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 275 с.

2. Виноградова Н. Ф. Роль образования и культуры в укреплении единства и согласия общества, гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения // Начальное образование. – 2014. – № 4.

3. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.

4. Красильникова Ю. Д., Соловьева Е. В. Проектный модуль креативного развития детей // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. – № 10. – С. 82–85.

5. Кузь Н. А. Методическое сопровождение образовательной деятельности в группах комбинированной направленности // Инклюзивная культура в современном обществе: сборник трудов международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 25–26 апреля 2017 г. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 275 с.

6. Марущак Е. Б., Ляпустина Л. В. Технологии взаимодействия с родительской общественностью в дошкольной образовательной организации вестник педагогических инноваций // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 2 (58). – С. 24–30.

7. Печникова А. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в социализации детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г. С. Чесноковой. – Новосибирск, НГПУ. 2014. – С. 83–86.

8. Скоролупова О. Л. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. – № 3. –С. 3–9.

9. Файзуллаева Е. Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / под ред. И. А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2018. – 112 с.

10. Файзуллаева Е. Д. Оценка качества образовательной среды при реализации педагогической деятельности и родительства // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 2 (54). – С. 23–29.

11. Чеснокова Г. С., Тельцова И. В. Эстетическое воспитание дошкольников как педагогическая проблема // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: сборник материалов научно-практического семинара / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 90–92.

12. Шаехова Р. К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. – № 9. – С. 32.

13. Шмакова Т. И., Филипченко Н. В. Развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Научно-методическое обеспечения образовательной деятельности в школьной образовательной организации: материалы научно-практической конференции. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2016. – С. 225–236.

14. Шмакова Т. И. Искусствоведческий рассказ на занятиях по знакомству старших дошкольников с художественными картинами // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практической конференции / под редакцией Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. – Новосибирск, 2018. – С. 104–107.

15. Щелкина А. В. Формирование пространственно-развивающей среды на территории ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 53–54.