Влияние ролевой идентичности учащихся на мотивацию обучения

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.12

УДК 37.015.3+159 

Перевозкина Юлия Михайловна

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической
и специальной психологии, Новосибирский государственный
педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: per@bk.ru

Перевозкин Сергей Борисович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск. E-mail: per@bk.ru

ВЛИЯНИЕ РОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА МОТИВАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается проблема учебной мотивации применительно к новым условиям образования, повышения мотивационной составляющей учащихся кадетского корпуса через освоение профессиональной роли будущего военнослужащего. Отмечается важность преемственности в формировании у воспитанников кадетских корпусов в активизации интереса к военной профессии, который необходимо встраивать в учебный процесс. Цель – определение влияния ролевой идентичности учащихся кадетского корпуса на мотивацию обучения.

Утверждается, что профессиональное самоопределение кадет можно рассматривать сквозь призму соотнесения личности, включающей потребности и мотивы,
и профессиональной роли. Раскрывается бинарность такого взаимодействия: с одной стороны, личность с ее мотивацией определяет реализацию роли; с другой стороны, роль влияет на личность и ее мотивы, создавая неповторимую ролевую комбинацию.

Дифференциация выборки кадет по критерию «интериоризация роли кадета» позволила установить, что учащиеся с предпочтением роли кадета демонстрируют выраженность большинства компонентов структуры мотивации учения. Учащиеся кадетского корпуса, определившие первой ролью роль «кадета» (22,5 %), которая предполагает идентификацию учащегося со спецификой обучения, демонстрируют преимущественно преобладание структурных компонентов в мотивации учения
(p < 0,02). Они имеют выраженные эмоциональные, познавательные и мотивационные компоненты, связанные с обучением, стремление к саморазвитию.

Исследование позволило сделать важный вывод о том, что активность учащихся в освоении ролей, связанных со спецификой кадетского корпуса, позволяет им эффективно преобразовывать социальный опыт в индивидуальную структуру мотивов учения.

Ключевые словасемья, конфликт, родители, разделение, девиантное поведение, подростки.

Текст статьи

Список литературы

1. Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В. Семейные отношения как детерминанты аддиктивного и суицидального поведения личности // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. – Т. 16, № 4. – С. 12–21.

2. Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Кашапов А. С. Специфика развития ролевых ожиданий в процессе формирования личности // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 2. – С. 127–140.

3. Перевозкин С. Б., Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М. Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 23–44.

4. Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В. Конфигурация ролевых моделей и экспектаций в дошкольном возрасте // Смальта. – 2020. – № 3. – С. 62–71.

5. Amato P. R. Children of divorce in the 1990s: An update of the Amato and Keith (1991) meta-analysis // Journal of Family Psychology. – 2001. – Vol. 15 (3). – Pp. 355–370.

6. Amato P. D., DeBoer D. D. The transmission of marital instability across generations: Relationship skills or commitment to marriage? // Journal of Marriage and Family. – 2001. – Vol. 63 (4). – Pp. 1038–1051.

7. Amato P. R., Afifi T. D. Feeling caught between parents: Adult children’s relations with parents and subjective well-being // Journal of Marriage and Family. – 2006. – Vol. 68 (1). – Pp. 222–235.

8. Amato P. R., Kane J. B., James S. Reconsidering the «Good Divorce» // Family Relations. – 2011. – Vol. 60 (5). – Pp. 511–524.

9. Bhrolch M. N. ‘Divorce Effects’ and causality in the social sciences // European Sociological Review. – 2001. – Vol. 17 (1). – Pp. 33–57.

10. Camisasca E., Miragoli S., Di Blasio P. Families with distinct levels of marital conflict and child adjustment: Which role for maternal and paternal stress? // Journal of Child and Family Studies. – 2016. – Vol. 25 (3). – Pp. 733–745.

11. Davies P. T., Hentges R. F., Coe J. L., Martin M. J., Sturge-Apple M. L., Cummings E. M. The multiple faces of interparental conflict: Implications for cascades of children’s insecurity and externalizing problems // Journal of Abnormal Psychology. – 2016. –
Vol. 125 (5). – Pp. 664–678.

12. De Los Reyes A., Youngstrom E. A., Pabon S. C., Youngstrom J. K., Feeny N. C., Findling R. L. Internal consistency and associated characteristics of informant discrepancies in clinic referred youths age 11 to 17 years // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2011. – Vol. 40 (1). – Pp. 36–53.

13. Felitti V. J., Anda R. F. The relationship of adverse childhood experiences to adult health, well-being, social function, and health care // The effects of early life trauma on health and disease: The hidden epidemic / R. Lanius, E. Vermetten, C. Pain (Eds.). – Cambridge, USA: Cambridge University Press, 2010. – Pp. 77–87.

14. Kelly J. B., Emery R. E. Children’s adjustment following divorce: Risk and resilience perspectives // Family Relations. – 2003. – Vol. 52 (4). – Pp. 352–362.

15. Kelly J. B., Lamb M. E. Using child development research to make appropriate custody and access decisions for young children // Family Court Review. – 2000. – Vol. 38 (3). – Pp. 297–311.

16. Lansford J. E., Malone P. S., Dodge K. A., Crozier J. C., Pettit G. S., Bates J. E. A 12-year prospective study of patterns of social information processing problems and externalizing behaviors // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2006. – Vol. 34 (5). – Pp. 715–724.

17. Laurin J. C., Joussemet M., Tremblay R. E. & Boivin M. Early forms of controlling parenting and the development of childhood anxiety // Journal of Child and Family Studies. – 2015. – Vol. 24 (11). – Pp. 3279–3292.

18. McIntosh J. Enduring conflict in parental separation: Pathways of impact on child development // Journal of Family Studies. – 2003. – Vol. 9 (1). – Pp. 63–80.

19. McLanahan S., Tach L., Schneider D. The causal effects of father absence // Annual Review of Sociology. – 2013. – Vol. 39 (1). – Pp. 399–427.

20. Pardini, D. A. Novel insights into longstanding theories of bidirectional parent–Child influences: Introduction to the special section // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2008. – Vol. 36(5). – P. 627–631. DOI:10.1007/s10802-008-9231-y

21. Pendry P., Adam E. K. Child-related interparental conflict in infancy predicts child cognitive functioning in a nationally representative sample // Journal of Child and Family Studies. – 2013. – Vol. 22 (4). – Pp. 502–515.

22. Schermerhorn A. C., Cummings E. M., DeCarlo C. A., Davies P. T. Children’s influence in the marital relationship // Journal of Family Psychology. – 2007. – Vol. 21 (2). – Pp. 259–269.

23. Schoppe-Sullivan S. J., Schermerhorn A. C., Cummings E. M. Marital conflict and children’s adjustment: evaluation of the parenting process model // Journal of Marriage and Family. – 2007. – Vol. 69 (5). – Pp. 1118–1134.

24. Stadelmann S., Perren S., Groeben M., von Klitzing K. Parental separation and children’s behavioral/emotional problems: The impact of parental representations and family conflict // Family Process. – 2010. – Vol. 49 (1). – Pp. 92–108.

25. Strohschein L. Parental divorce and child mental health trajectories. // Journal of Marriage and Family. – 2005. – Vol. 67 (5). – Pp. 1286–1300.

26. Sturge-Apple M. L., Davies P. T., Cummings E. M. Typologies of family functioning and children’s adjustment during the early school years // Child Development. – 2010. – Vol. 81 (4). – Pp. 1320–1335.

27. Weaver J. M., Schofield T. J. Mediation and moderation of divorce effects on children’s behavior problems // Journal of Family Psychology. – 2015. – Vol. 29 (1). – Pp. 39–48.