Дополнительное профессиональное образование в России: образовательные потребности педагогов и руководителей образовательных организаций

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.01

УДК 37.0 

Керре Марина Сергеевна

Кандидат психологических наук, специалист центра продвижения образовательных программ и проектов института непрерывного образования,
Московский городской педагогический университет, г. Москва.
E-mail: kerrems@mgpu.ru

Смирнова Светлана Владимировна

Директор центра продвижения образовательных программ и проектов института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет,
г. Москва. E-mail: smirnovasv@mgpu.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье анализируются результаты исследования, проведенного в январе 2021 года среди педагогов и руководителей образовательных организаций России. Основными задачами, которые может решить дополнительное образование, со стороны педагогов были указаны следующие: «повысить эффективность работы» и «повысить качество образования». Со стороны руководителей образовательных организаций в отношении педагогов основными задачами были выбраны следующие: «обеспечение качества образования» и «профессиональный рост педагогов школы». Показаны механизмы
и направления корректировки маркетинговой и коммуникационной стратегий провайдеров образовательных услуг дополнительного образования. Представлен опыт организации персонифицированного обучения в ходе внедрения инновационной модели хаба дополнительного образования детей и взрослых, позволяющий за счет приобретения необходимых профессиональных и личностных навыков придавать импульс развитию кадрового потенциала системы общего образования.

Данные, представленные в статье, будут интересны руководителям образовательных организаций, сотрудникам органов управления образованием всех уровней, специалистам в области обучения педагогов и руководителей школ.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагоги, руководители образовательных организаций, образовательные запросы, хаб дополнительного образования, персонифицированное обучение, профессиональные компетенции, профессиональное развитие педагогов и руководителей школ.

Текст статьи

Список литературы

1. Геворкян Е. Е., Иоффе А. Н., Шалашова М. М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста учителя / Педагогика. – 2020. – № 1. – С. 74–86.

2. Довбыш С. Е. Индивидуальная траектория профессионального роста педагога: постановка проблемы // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 2 (30). – С. 5–10.

3. Игнатьева Г. А., Тулупова О. В., Мольков А. С. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Образование и наука. – 2016. – № 5 (134). – С. 139–157.

4. Культин Н. Б. Управление инновационными проектами. 2-е изд. СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 416 с.

5. Найбауэр А. Особенности современной парадигмы дополнительного профессионального образования // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 7. – С. 73–78.

6. Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Ковалева Н. В. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.

7. Скорлуханова Е. К., Слюсарь Н. Ю. Концептуальная модель дополнительного профессионального образования педагогических работников системы СПО Лип. обл. // РОСТ. – 2017. – № 1 (31). – С. 13–19.

8. Смирнова С. В., Теров А. А. Некоторые аспекты организации городского хаба дополнительного образования // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 4 (49). – С. 400–406. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.404.

9. Смирнова С. В. Формы педагогического сопровождения развития профессиональных компетенций руководителей учреждений, организаций, предприятий в процессе непрерывного образования // Ped.Rev. – 2018. – № 1 (19). – С. 120–125.

10. Суртаева Н. Н., Суртаева О. Н. Формирование «мягких» компетенций в процессе непрерывного образования // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 82–86.

11. Федоров О. Д., Журавлева О. Н., Полякова Т. Н. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 71–90.

12. Цифровые компетенции и гибкие навыки педагогов // Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (дата обращения: 16.03.2021).

13. Шварцман М. Е., Лебедев В. В., Скалабан А. В. Sci-Hub как зеркало комплектования научных и образовательных организаций онлайн-ресурсами // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 3 (88). – С. 522–534.

14. BUSINESSTAT. Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России в 2016–2020 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021–2025 гг. / BUSINESSTAT. – Москва: ООО «БизнесСтат», 2021. – 97 c.

15. Nierenberga K., Hollenbeckb J., Flemingb L. E., Stephanb W., Reichc A., Backerd L. C., Curriera R., Kirkpatrickae B. Frontiers in outreach and education: the Florida red tide experience // Harmful algae. – 2011. – Vol. 10, No. 4. – Pp. 374–380.