Проблемы образования в интересах устойчивого развития в фокусе оценки демографической ситуации в регионе (на примере Новосибирской области РФ)

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.02

УДК 37.014.5+314.18+908 

Ионова Наталья Владимировна

Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, регионоведения и туризма,
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск. E-mail: nv_ionova@mail.ru

Шимлина Инна Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры
педагогического образования, Сибирский государственный
индустриальный университет, г. Новокузнецк.
E-mail: ryabtseva2010@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ФОКУСЕ ОЦЕНКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ
(НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РФ)

Основной целью данного исследования является изучение проблем современного образования через призму региональной демографической ситуации в условиях реализации концепции устойчивого развития. Базовым регионом стала Новосибирская область, на территории которой сложилась региональная система образования, отличающаяся высокой восприимчивостью к инновациям. Главным ресурсом, обеспечивающим эффективное региональное развитие, является человеческий капитал.
В связи с этим актуальным является изучение не только проблем развития образования с учетом реализации устойчивого развития, но и особенностей демографической ситуации как фактора устойчивого развития.

В статье раскрыты особенности проблемы развития образования в интересах устойчивого развития, проведен содержательный анализ концепции устойчивого развития (УР), выделены основные этапы ее формирования, составляющие компоненты УР; образование рассматривается как ключевой компонент концепции УР, выделены главные условия преобразований в системе образования, дана оценка демографических параметров, по состоянию которых можно прогнозировать процессы образования как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Ключевые словасистема образования, виды и уровни образования, образовательная парадигма, региональная система образования, устойчивое развитие, концепция устойчивого развития, антропоцентрическая модель развития, биосфероцентрическая модель развития, демографический фактор, непрерывное образование.

Текст статьи

Список литературы

1. Голосова С. В., Федоренко Л. П. Основные парадигмы современной педагогической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S3. – С. 36–40.

2. Иванова Л. Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. – 2017. – № 23. – С. 90–112.

3. Ильин И. В., Урсул. А. Д., Урсул Т. А. Новые глобальные цели устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия XXVII. Глобалистика и геополитика. – 2015. – № 3/4. – С. 60–84.

4. Ионова Н. В. Динамика экономико-географического положения и ее влияние на миграционные процессы (на примере Новосибирской области): Дис. … канд. геогр. наук: 25.00.24: М., 2006. – 207 с.

5. Ионова Н. В. Динамика экономико-географического положения и ее влияние на миграционные процессы (на примере Новосибирской обл.). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 258 с.

6. Кукушкина А. В. Концепция устойчивого развития (международно-правовые аспекты) // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2017. – № 23. – С. 34–38.

7. Мазуров Ю. Л. Идеология устойчивого развития и ее отражение в сфере образования // Вестник ТГУ. – 2013. – Т. 18, вып. 2. – С. 523–528.

8. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. – М.: ЦСПиМ, 2014. – 433 с.

9. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). – М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Изд-во Московского университета, 2017. – 207 с.

10. Окрепилов В. В. Создание многоуровневой системы образования в области качества как фактор устойчивого развития // Высшее образование в России. – 2015. – № 12. – С. 5–12.

11. Основные итоги социально-экономического развития Новосибирской области за 2000–2007 годы // Сибирская финансовая школа. – 2008. – № 1. – С. 3–32.

12. Панова В. В. Оценка конкурентных особенностей Новосибирской области: потенциал, факторы развития и угрозы // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Махачкала, 30 октября 2019. – Махачкала. – 2019. – С. 188–195.

13. Металова И. Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия) специальность 13.00.08, автореф. докт. пед. наук – М., 2009. – 341 с.

14. Салимова Т. А. Образование для устойчивого развития: международные инициативы и предпосылки реализации в российском вузе // Эффективные системы менеджмента – гарантии устойчивого развития. – 2016. – Т.1. – № 5. – С.1–11.

15. Урсул А. Д. Инновационное образование в интересах устойчивого развития: от модернизации к футуризации // Открытое образование. – 2008. – № 5. – С. 84–93.

16. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Ключевая роль образования в достижении Целей устойчивого развития // Социодинамика. – 2016. – № 4. – 18 с. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.4.18218

17. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития // Ценности и смыслы. – 2017. – № 6 (52). – С. 8–20.

18. Шимлина И. В. Географическое образование для устойчивого развития. Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 27 апреля 2018 г.: НГПУ, 2018. – С. 208–213.

19. Шпаковский Ю. Г. Устойчивое развитие – новая парадигма сохранения цивилизации // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Вектор юридической науки. – 2016. – № 1. – С. 38–63.

20. Shimlina I. V., Suvorova L. B. The concept of sustainable development as adopted by environmental and geographical school education: Russia and Kazakhstan // Espacios. – 2018. – Vol. 39 (17).– P. 32.