Элементы концепции построения интерактивного контента по математике в условиях цифровизации образовательного процесса

DOI: 10.15293/1812-9463.2102.03

УДК 372.016:51+004 

Шматков Михаил Николаевич

Доцент кафедры техники и технологического образования,
кандидат физико-математических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: mihnik2001@mail.ru

Некрасова Ирина Ивановна

Заведующий кафедрой техники и технологического образования,
кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный
педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: irinanekrasova@mail.ru.

ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО КОНТЕНТА ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Целью настоящей работы является обобщение и систематизация ключевых элементов, определяющие эффективность и результативность обучающего интерактивного контента по математике в условиях применения цифровизации образовательного процесса. На основе многолетней исследовательской и практической деятельности в сфере изучения и разработки электронных образовательных ресурсов по математике, характеризуя школьное математическое образование с позиций инновационных процессов, были сформулированы ключевые элементы концепции построения интерактивного образовательного контента по математике, позволяющие определить верные векторы приложения усилий и использования возможностей ИКТ при разработке такого контента. Авторский результат данной работы является фундаментом для создания интерактивных образовательных ресурсов по математике, соответствующим современным тенденциям и достижениям в сфере цифровизации обучения детей,
и основывается на сочетании достижений традиционной психолого-педагогической науки и основанных на анализе больших данных лучших практиках построения сценариев работы пользователей с цифровыми системами и сервисами.

Ключевые словацифровизация, математика, концептуальное понимание, критическое мышение, интерактивный контент, информатизация, электронный образовательный ресурс.

Текст статьи

Список литературы

1. Смирнов Е. И., Богун В. В., Уваров А. Д. Синергия математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений в науке: монография. – Саратов: Вузовское образование, 2020. – 157 c.

2. Украинцев Ю. Д. Информатизация общества: учебное пособие. – СПб: Лань, 2019.

3. Сергеева Е. В., Гугина Е. М. Теоретические основы развития математической компетентности студентов технического университета: монография. – Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2020.

4. Темербекова А. А., Чугунова И. В., Байгонакова Г. А. Методика обучения математике: учебное пособие. – СПб: Лань, 2021.

5. Воробьева Н. В. Основы научных исследований: Практическое пособие для студентов всех специальностей. – Омск: Издательство «Прогресс» омского института предпринимательства и права, 2005. – 100 с.

6. Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. – Москва: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2003. – 304 c.

7. Технология наглядно-модельного обучения математике: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 323 с.

8. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы / под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002. – 383 с.

9. Алексеева С. В. Математика. Практико-ориентированные задачи: учебное пособие. – СПб: СПбГЛТУ, 2020.

10. Шматков М. Н. Информатизация высшего профессионального образования: анализ, моделирование, практика: монография. – Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 350 с.

11. Megan C. Brown, Nicole M. McNeil, Arthur M. Glenberg. Using Concreteness in Education: Real Problems, Potential Solutions // Child Development Perspectives. – 2009. – Vol. 3, Issue 3. – Pp. 160–164.

12. Sarama J., Clements D. H. “Concrete” computer manipulatives in mathematics education // Child Development Perspectives. – 2009. – Vol. 3, Issue 3. – Pp. 145–150.

13. Abrahamson D. Building educational activities for understanding: An elaboration on the embodied-design framework and its epistemic grounds // International Journal of Child-Computer Interaction. – 2014. – Vol. 2, Issue 1. – Pp. 1–16.

14. Bamberger J. Action knowledge and symbolic knowledge: The computer as mediator // In D. Schön, B. Sanyal, & W. Mitchell (Eds.), High technology and low Income communities, Cambridge, MA: MIT Press, 1999. – Pp. 235–262.

15. Harnad S. The Symbol Grounding Problem. // Physica. – 1990. – Vol. 42. – Pp. 335–346.

16. Nathan M. J. Rethinking Formalisms in Formal Education // Educational Psychologist. – 2012. – Vol. 47 (2). – Pp. 125–148.