DOI: 10.15293/1812-9463.2102.05
УДК 378
Шадрин Александр Иванович
Доктор экономических наук, профессор кафедры географии
и методики обучения географии, Красноярский государственный
педагогический университет имени В. П. Астафьева»,
г. Красноярск. E-mail: shadrin18061@yandex.ru
Ларионова Любовь Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии
и методики обучения географии, Красноярский государственный
педагогический университет имени В. П. Астафьева»,
г. Красноярск. E -mail: geolar@mail.ru
Ионова Наталья Владимировна
Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, регионоведения и туризма, Новосибирский государственный
педагогический университет, г. Новосибирск. E -mail: nv_ionova@mail.ru
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ-ГЕОГРАФОВ В СИСТЕМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Ключевой целью современного географического образования выступает процесс формирования целостного мировоззрения с опорой на общую картину мира и в частности, формирование географического мышления на основе системного подхода. Это обеспечивает социализацию личности, способную самостоятельно выстроить траекторию профессионального роста и личностного развития при условии овладения как универсальными, так и профессиональными компетенциями.
Наиболее эффективной формой обучения при формировании целостной картины мира, с точки зрения авторов, является сетевая форма, которая предусмотрена законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15). Именно сетевая форма реализации образовательных программ, в том числе магистерских, обеспечивает индивидуальный выбор образовательных траекторий обучения.
В статье обозначена проблема выбора подхода к оценке эффективности магистерских программ. Проведенный анализ опыта формирования компетенций для разных уровней образования, представленного в научных публикациях, подтвердил не достаточную степень изученности процесса по формированию и становлению компетенций магистров-географов.
В статье описываются подходы к содержанию вариативной части сетевой магистерской программы по подготовке учителей географии.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевая магистратура, образовательные траектории обучения, индивидуальная образовательная траектория, стратегическое направление развития образования, компетентностная модель обучения, индивидуально-ориентированная технология обучения, сетевая форма реализации образовательных программ.
Список литературы
1. Адольф В. А., Савчук А. Н. Прогнозирование становление профессиональной компетентности выпускника вуза: Монография. – Красноярск, 2014. – 353 с.
2. Валюх В. Н., Валюх Е. П., Василькевич И. В., Ионычев Г. Ю. Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического университета // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2014. – № 1. – С. 52–56.
3. Георге И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. – Тюмень: ТИУ, 2016. – 143 с.
4. Гладилина И. П., Королева Г. М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы: монография. – М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2012. – 136 с.
5. Диденко Л. А., Абдулкин В. В. Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2013. – Т. 3, № 1. – С. 57–66.
6. Диденко Л. А., Дзакаева З. С. Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательной организации // Современное психолого-педагогическое образование: сборник статей VIII психолого-педагогических чтений памяти
Л. В. Яблоковой. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2017. – С. 170–175.
7. Журавлева Н. А., Шкерина Л. В. Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов – будущих учителей математики // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2011. – № 4. – С. 30–35.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
9. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под. науч. ред. И. Ю. Тархановой – Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. – 383 с
10. Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: Монография. – Красноярск. – 2014. – 224 с.
11. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. ред. Е. В. Караваева. – М.: Издательство «Геоинфо», 2018. – 240 с.
12. Кейв М. А. О моделировании компетенций студентов – будущих педагогов
в формате ФГОС ВПО и профессионального стандарта педагога // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2014. – № 3. – С. 62–65.
13. Корсакова Е. В. К вопросу о принципах формирования иноязычной информационной компетенции в процессе обучения взрослых иностранным языкам // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2014. – № 2. – С. 71–75.
14. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: коллективная монография / под ред. Е. А. Сухановой. – Томск: Томский гос. ун-т, 2019. – 109 с.
15. Сергеева М. Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации Российского образования // Almamater. – 2010. – № 6. – С. 19–24.
16. Смирнова Н. З., Бережная О. В. Особенности формирования исследовательской компетенции при обучении биологии в современной школе // Вестник КГПУ
им. В. П. Астафьева. – 2014. – № 1. – С. 115–118.
17. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Проектирование практико-ориентированной подготовки педагога в вузе: монография – Красноярск. – 2013. – 368 с.
18. Таможняя Е. А., Беловолова Е. А., Дронов В. П., Лопатников Д. Л. Профессионально-методическая компетентность учителя географии в условиях реализации ФГОС общего образования: монография. – М.: Перо, 2018. – 229 с.
19. Тесленко В. Н., Латынцев С. В., Прокопьева Н. В. Инновационный подход
к формированию профессиональных компетенций студентов в период педагогической практики // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2013. – № 2. – С. 64–72.
20. Шадрин А. И., Ионова Н. В. Управление региональным развитием: учебное пособие, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 100 с.
21. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 12. – С. 9–16.
22. Шадрин А. И. Комплексное развитие региона. – Красноярск. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. 2011. – 268 с.
23. Шадрин А. И. Научно-образовательный комплекс региона: пути становления
и развития. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-тет, 2003. – 144 с.
24. Шкерина Л. В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 4. – С. 62–67.