DOI: 10.15293/1812-9463.2102.06
УДК 37.0+376
Добромиль Янина Юрьевна
Старший преподаватель кафедры теории и методики педагогического
и дефектологического образования, Тихоокеанский государственный университет,
г. Хабаровск. E-mail: yaninad82@mail.ru.
Иващенко Яна Сергеевна
Профессор кафедры управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет; профессор кафедры истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск. E-mail: iva_ya@mail.ru.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
В статье представлено описание дифференцированного подхода в разработке содержания индивидуального логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Необходимость разработки индивидуализированных маршрутов логопедического сопровождения обусловлена неоднородностью этой категории детей. Учет исходного состояния речевого развития способствовал формированию доступных на данном этапе развития и возможных для каждой группы аутичных детей речевых навыков. Применение такого подхода в коррекционной практике позволило получить качественно новые положительные результаты: у детей с мутизмом значительно расширились возможности понимания обращенной речи и формирования навыков невербальной коммуникации; у детей
с эхолаличной речью не только совершенствовалось понимание речи, но и сокращалось количество эхолалий, появлялись навыки спонтанной фразовой речи; дети с аутомонологом овладевали навыками спонтанной развернутой речи в диалогической
и монологической формах.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, логопедическое сопровождение, дифференцированный подход, мутизм, эхолалия, аутомонолог.
Список литературы
1. Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я. – М: Академический Проект, 2013. – 488 c.
2. Добромиль Я. Ю. Подготовка детей с расстройствами аутентического спектра
к овладению чтением и письмом в процессе логопедического сопровождения // Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения. сборник материалов международной научно-практической конференции. / под общей редакцией Т. Г. Луковенко. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 105–109.
3. Добромиль Я. Ю. Преодоление эхолалии в речи детей с расстройствами аутистического спектра // Голос и коммуникации в современном мире. Материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. / Под ред. Н. А. Калугиной, Е. А. Лариной. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 16–21.
4. Добромиль Я. Ю. Формирование смысловой стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе логопедического сопровождения // Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. – С. 33–37.
5. Зиновьева В. Н., Данилкина А. В. Развитие умения использовать личные местоимения у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2020. – Т. 3, № 2 (7). – С. 99–103.
6. Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 208 с.
7. Каган В. Е. Аутизм у детей. 2-е изд., доп. – М.: Смысл, 2020. – 384 с.
8. Ладонкина Е. В. Опыт логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в дошкольной образовательной организации // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 4/2. – С. 75–78.
9. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
10. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. – 1990. – № 5. – С. 59–66.
11. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.
12. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.
13. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 238 с.
14. Погудина М. В., Ерёма М. Е., Добромиль Я. Ю. Формирование коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2020. Сборник научных статей
9-й Международной молодежной научной конференции. – Курск, 2020. – С. 107–110.
15. Селиванова Ю. В., Кухарчук В. П. Современные медико-педагогические представления о проблеме детского аутизма, его природе и сущности // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2018: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. / под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова. – М.: Перо, 2018. – C. 261–270.