DOI: 10.15293/1812-9463.2102.09
УДК 378.14
Малиновская Марина Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук,
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск. Е-mail: malinovskaya-mp@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
В статье рассматривается проблема организации и проведения педагогической олимпиады для студентов. Представлены теоретические основы организации олимпиад по педагогике, раскрытые в научной литературе. Цель статьи – определение сущностных характеристик данной формы внеаудиторной работы со студентами, организационных условий, значимых для решения задач современного высшего образования. Описана технология подготовки и реализации педагогической олимпиады в учреждении высшего образования, ориентированного на подготовку компетентного специалиста: этапы деятельности, цель и задачи, конкурсные задания и инструмент их оценивания, организационные условия. В статье представлен опыт проведения подобного внитривузовского мероприятия в Новосибирском государственном педагогическом университете. Дано описание олимпиадных заданий, разработанных с учетом компетентностного подхода и в контексте инновационных технологий обучения
в высшей школе. Раскрыты методические основы организации оценивания результатов олимпиады, приведены критерии оценки конкурсных заданий.
Ключевые слова: олимпиада как организационная форма, предметная олимпиада для студентов, студенческая олимпиада по педагогике, педагогическая олимпиада, технология организации олимпиады по педагогике, опыт организации студенческой олимпиады, задания для педагогической олимпиады.
Список литературы
1. Алеева Ю. В., Васильева О. И. Профессиональная подготовка студентов в контексте педагогических олимпиад // Современные проблемы непрерывного педагогического образования: коллективная монография / под науч. ред. А. А. Веряева,
И. Р. Лазаренко. – Барнаул, 2018. – С. 217–233.
2. Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Становление и развитие олимпиадного педагогического движения в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4 (46). – С. 178–181.
3. Буянова И. Б. Профессионально-ориентированные конкурсы как средство подготовки будущего педагога // Проблемы образования в условиях инновационного развития: сборник научных статей по материалам Всероссийского педагогического форума: электронный ресурс / отв. ред. Ж. А. Каско. – Саранск, 2018. – С. 17–21.
4. Буянова И. Б., Кудряшова С. К. Педагогическая олимпиада как средство формирования успешности учебно-профессиональной деятельности будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9, № 3 (35). – С. 20–25.
5. Вахитова Г. Х. Особенности организации наставничества как сопровождения профессионального развития студентов в предметных олимпиадах // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 6 (28). – С. 97–103.
6. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 33–39.
7. Иванушкина Н. В. Средства формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-2. – С. 96–99.
8. Игнатьев В. П., Чахов Д. К., Макарова М. Ф. Профильная олимпиада как средство закрепления теоретических знаний студентов на практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 4, Вып. 3. – С. 78–82.
9. Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е. Педагогическая олимпиада на основе компетентностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2017. – Т. 11, № 3. – С. 46–49.
10. Куликова Т. А., Пронина Н. А. Формирование готовности будущего педагога
к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). – 2018. – Вып. 3 (192). – С. 84–90.
11. Лаптун В. И., Савинова Н. А. Олимпиадное движение в условиях педагогического вуза // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 4 (53). – С. 478–480.
12. Мурзина Н. П., Намсинк Е. В. Предметная олимпиада как эффективная форма профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований и практической деятельности педагога: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 56–62.
13. Рындак В. Г., Левченко Д. В. Педагогическая олимпиада как средство профессионального развития личности студента // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1-2 (55). – С. 98–103.
14. Соколова А. В. Возможности олимпиады по педагогике в развитии универсальных компетенций студентов педагогического вуза // Олимпиадное движение педагогической направленности среди школьников и студентов. Всероссийская научно-практическая конференция. – Томск, 2019. – С. 44–47.
15. Чекалева Н. В., Диких Э. Р., Соловьёва Т. О., Федяева Л. В. Психолого-педагогическая олимпиада Омского государственного педагогического университета: поиск аналогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (24). – С. 178–182.