Смешанное обучение: ожидания и реальность

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.10

УДК 372.016.54+373

Качалова Галина Семеновна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры химии Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: kachalova_gs_met@list.ru

Багавиева Татьяна Камильевна

Старший преподаватель кафедры химии Института естественных
и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: bagavieva.tanya@mail.ru

Бутаков Владимир Владимирович

Старший преподаватель кафедры химии Института естественных
и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: vvbutakov@gmail.com

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье обсуждается проблема организации смешанного обучения в общеобразовательных организациях. Смешанное обучение, как одно из направлений информатизации образования, в зарубежных странах применяется с конца XX в., а в России обсуждается совсем недавно. Смешанное обучение имеет как преимущества перед традиционным обучением, так и возможные риски, к которым следует отнести недостаточную готовность учителей к реализации инновационного подхода к обучению химии вследствие слабой осведомлённости о моделях уроков смешанного обучения и методических возможностях электронных образовательных ресурсов. Отдельные публикации по проведению таких уроков химии при отсутствии обобщённых методических рекомендаций не позволяют учителю эффективно освоить данную технологию. Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций, обобщающих и систематизирующих опыт организации смешанного обучения на уроках химии. Определена методология исследования: литературный поиск по проблеме организации смешанного обучения; изучение готовности учителей химии к организации смешанного обучения; разработка сценариев уроков химии в разных моделях смешанного обучения; подготовка рекомендаций для учителей химии. В данной статье приводятся результаты анкетирования учителей химии, позволяющие определить их готовность к организации смешанного обучения. Установлено, что более 70% учителей химии знают, что такое смешанное обучение, но предпочитают сопровождать электронными ресурсами традиционное очное обучение или применяют модель смешанного обучения «Перевернутый класс», как наиболее понятную и доступную. Подтвердилось предположение авторов о необходимости разработки обобщённой модели уроков смешанного обучения, критериев выбора модели и электронных ресурсов с учётом изучаемого содержания. При выборе электронных ресурсов главным критерием должна быть научность изучаемого контента, а не удобство пользовательского интерфейса. Важным критерием является кроссплатформенность образовательных ресурсов, а также наличие методических рекомендаций по включению предлагаемых электронных ресурсов в учебный процесс.

Ключевые слова: химия, общеобразовательная школа, информационные технологии, смешанное обучение, электронные ресурсы, модели смешанного обучения, критерии выбора модели обучения, критерии выбора электронных ресурсов.

Текст

Список литературы

1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М., 2016. – 280 с.

2. Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – C. 8–20. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090301.

3. Байдикова Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1. –
С. 39–50. DOI 10.24411/2304-120X-2020-11004.

4. Батаева Е. В. Московская электронная школа. Возможности использования ресурса для обучения химии // Естественнонаучное образование: информационные технологии в высшей и средней школе: Методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Том 15. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – С. 181–191.

5. Васин Е. К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, Вып. 2 (154). –
С. 33–41. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-2(154)-33-41.

6. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 8. – С. 8–13.

7. Григорьев А. Г. Сочетание химического эксперимента с современными информационными технологиями // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов Всеросс. научно-практ. конф. химиков с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С. 147–151.

8. Долгова Т. В. Смешанное обучение – инновация XXI века // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал. 2017. –
№ 5. – С. 2–10.

9. Злотников Э. Г., Киут Е. Э. Компьютерные технологии при изучении органической химии в средней школе // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов Всеросс. научно-практ. конф. химиков с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С. 163–168.

10. Качалова Г. С. Использование Web-технологий для развития аналитических способностей обучающихся // Современные образовательные Web-технологии в реализации личностного потенциала обучающихся: сборник статей участников Международной научно-практ. конф. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2020. –
С. 356–359.

11. Кузнецов В. А. Использование информационных технологий в образовании // Естественнонаучное образование: информационные технологии в высшей и средней школе // Методический ежегодник Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – Т. 15. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – С. 41–53.

12. Москвин К. М. Сущность смешанного обучения на этапе профилизации среднего общего образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. –№ 3 (27). –
С. 40–46.

13. Нечитайлова Е. В. Смена рабочих зон в рамках технологии смешанного обучения // Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации: труды междунар. научно-практ. конференции. – М.: АНО «Информационные технологии в образовании».

14. Нечитайлова Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. – 2014. – № 9. – С. 22–28.

15. Рубцов Г. И., Панич Н. В. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 5 (32). – С. 102–108.

16. Сидоркина Л. А. Использование технологии смешанного обучения «перевёрнутый класс» на уроке по теме «Дисперсные системы» в 11 классе // Актуальные проблемы химического образования: материалы Всеросс. научно-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. – С. 27–30.

17. Сидоркина Л. А. Использование технологии смешанного обучения модели «Перевёрнутый класс» на уроке химии в профильном 11 классе по теме «Основные классы неорганических соединений» // Актуальные проблемы химического образования: материалы Всерос. научно-практ. конф. учителей химии и преподавателей вузов, посвящённой 150-летию Периодического закона и Периодической системы
Д. И. Менделеева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. – С. 85–88.