Модель использования геймификации в педагогическом вузе на примере обучения студентов математическим дисциплинам

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.12

УДК 378+37.0

Ковшова Юлия Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры геометрии и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: santulan@yandex.ru

Сухоносенко Марина Николаевна

Старший преподаватель кафедры геометрии и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: sukhonosenkomarina@gmail.com

МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Цель статьи – используя научные и методологические основы и опираясь на собственный опыт, построить модель геймификации процесса обучения будущих учителей, проиллюстрировать ее некоторыми результатами разработки и внедрения игр в практику преподавания математических дисциплин в педагогическом вузе.

В статье обосновывается актуальность исследований в данном направлении и формулируется противоречие, приводящее к проблеме внедрения геймификации в учебный процесс вуза и необходимости разработки дидактических и методических материалов, представлена указанная модель в виде схемы и подробного описания, продемонстрировано функционирование этой модели на конкретных примерах обучения математическим дисциплинам студентов института физико-математического, информационного и экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета. Приведены фрагменты разработанных игр. По итогам исследования сформулированы выводы. Намечены перспективы работы в направлении использования геймификации в педагогическом вузе.

Ключевые слова: геймификация, педагогическое образование, информационно-коммуникационные технологии, обучение математике, модель, компетенция, компетентность, цифровая образовательная среда, интерактивное обучение, дистанционное обучение.

Текст

Список литературы

1. Биджиева С. Х., Урусова Ф. А. А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 4.

2. Габдулхаков В. Ф., Галимова Э. Г. Цифровая педагогика и геймификация образования в университетах // Образование и саморазвитие. – 2014. – № 4 (42). – С. 37–43.

3. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю., Гермашев И. В. Методические особенности формирования готовности будущего учителя информатики к разработке и использованию компьютерных игр в обучении алгоритмизации и программированию // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. –
№ 5 (128). – С. 42–49.

4. Звонарева Н. А., Купалов Г. С. Потенциал и риски геймификации педагогического образования // Образование и право. – 2021. – № 2. – С. 270–275. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-2-270-275

5. Исупова Н. Н. Использование элементов геймификации при изучении криптографических методов защиты информации // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – № 3-4 (37). – С. 230–233.

6. Караваев Н. Л. Соболева Е. В. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: монография. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с.

7. Карманова Е. В., Старков А. Н., Викулина В. В. Возможности применения технологии геймификации при реализации электронного обучения в вузе // Перспективы науки и образования. – 2019. – №. 4 (40). – С. 462–472. DOI: 10.32744/pse.2019.4.35

8. Ковшова Ю. Н. Элементы геймификации на уроках физики и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий // Шаг в науку: материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ, Новосибирск, 26-30 апреля 2021 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 184–186.

9. Колотыгина А. О., Сидоренко Е .Б. Использование геймификации в обучении студентов вузов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1-1. – С. 124–128.

10. Кондрашова Е. В. Геймификация в образовании: математические дисциплины // Образовательные технологии и общество. – 2017. – Т. 2, № 1. – С. 467–472.

11. Кудрявцев О. Е. Внедрение игровой компоненты в обучение математическим дисциплинам // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 4 (41). – С. 78–85.

12. Лабутина В. А. Повышение мотивации к обучению в процессе повышения квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий // Информатика и образование. – 2016. – № 6 (275). – С. 23–26.

13. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – №. 1 (37). – С. 44–51.

14. Мальцева С. Н., Шишкин К. С. Геймификация процесса обучения иностранному языку как средство повышения мотивации обучаемых // Технологии информационного общества: сборник трудов XIV Международной отраслевой научно-технической конференции. – 2020. – С. 535–537.

15. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9 (162). –
С. 60–64.

16. Сиденко А. Г. Изучение цикла while при обучении программированию на языке PYTHON с элементами геймификации в MINECRAFT // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2019. – № 1 (47). – С. 94-97. DOI: 10.25688/2072-9014.2019.47.1.12

17. Титовец Т. Е. Основные подходы к геймификации обучения в системе высшей школы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – № 1. – С. 187-188.

18. Тишков Д. С. Создание концептуальной игры, облегчающей запоминание сложной терминологии // Карельский научный журнал. – 2020. – Т. 9, № 2 (31). –
С. 41-43. DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0015

19. Фонталова Н. С., Артамонова В. В. Применение методов геймификации в образовательном пространстве вуза // Global and Regional Research. – 2020. – Т. 2,
№ 1. – С. 517-522.

20. Шаг в науку: Материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ, Новосибирск, 26-30 апреля 2021 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. – 204 с.