Педагогическая практика студентов филологического профиля: сотрудничество с базовой школой

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.13

УДК 378(37.026)+372.881.1

Зайдман Ирина Наумовна

Профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: mpri@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО
С БАЗОВОЙ ШКОЛОЙ*

Педагогическая практика в статье рассматривается с позиций представленных в научной литературе профессиональных рисков, учитывая которые, автор выстраивает практико-ориентированную систему комплексной рассредоточенной подготовки студентов к практике по русскому языку с первого курса. При этом акцент делается на взаимодействии с базовыми школами, где будущие учителя получают первый профессиональный опыт. Знание преподавателями вуза требований школы, общая концепция практики, многолетнее сотрудничество образовательных организаций высшего и среднего образования, выстроенная система пропедевтической методической подготовки студентов позволяют развить у них общепедагогические и специальные компетенции, предупредить возможные риски, способствуют успешной адаптации начинающих учителей в школе.

Методы исследования: анализ научной литературы, ассоциативный эксперимент, методика неоконченных предложений, анкетирование, наблюдение, рефлексивное эссе, опытное обучение, беседа с работодателем.

Ключевые слова: педагогическая практика, русский язык, практико-ориентированное обучение, базовая школа, сотрудничество, педагогический риск, методическое мышление.

Текст

Список литературы

1. Архипова Л. В. Профессиональные риски в педагогической среде в контексте вузовской подготовки // Современные исследования в психологии и педагогике: материалы II международной научно-практической конференции. – Саратов, 2021. –
С. 12–15.

2. Багнетова Е. А., Шарифуллина Е. Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 27–31.

3. Баранник А. С., Григорьева М. А., Евдокимова Е. В. Практикум по русскому языку: учебно-методический комплекс. Ч. 2: Пунктуация. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 142 с.

4. Баранник А. С., Евдокимова Е. В., Григорьева М. А. Практикум по русскому языку: учебно-методический комплекс. Ч. 1: Орфография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 168 с.

5. Быкова Н. С., Железова Я. И., Швецова Ю. В. Профессиональное развитие и формирование личности будущего педагога // Проблемы современной науки и образования. – 2018. – № 1 (121). – С. 44–46.

6. Ваниева В. Ю., Течиева В. З. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе практико-ориентированного обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 1. – С. 26–32. DOI: 10.15293/1813-4718.2101.03.

7. Дмитроченко Т. В. Описание результатов эмпирического изучения состояния развития критического мышления и субъектности будущих педагогов // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 2 (58). – С. 83–92.

8. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Мартынова А. В. Исследование отношения студентов педагогических профилей к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 5. – С. 82–89. DOI: 10.15293/1813-4718.2005.08.

9. Зайдман И. Н., Ефремова О. А. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 352 с.

10. Зайдман И. Н. Путь будущего педагога к профессионализму: анализ рисков // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы 2-ой Международной междисциплинарной научно-практической конференции / науч. ред. М. Г. Чухрова. – 2011. – С. 72–75.

11. Зайдман И. Н. Развитие методического мышления студентов – будущих учителей русского языка // Интеграция науки и образования в системе «школа – колледж – вуз». Материалы Национальной научно-практической конференции. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2019. – С. 99–108.

12. Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций: практико-ориентированная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 164 с.

13. Комарова Е. Н. Профессиональная самореализация в представлении будущих учителей русского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2020. – Вып. 1 (207). –
С. 61–69. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-61-69.

14. Лукина И. Н. Реализация принципа индивидуализации в процессе изучения методики профессионального обучения // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 3 (55). – С. 65–72.

15. Мишатина Н. Л., Быстрицкая М. А. Социальное партнерство «Школа — вуз» в условиях экономики знаний // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 182. – С. 37–43.

16. Мкртчан Н. М. Формирование профессиональной рефлексии студента во время прохождения педагогической практики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12 (66): в 4-х ч. – Ч. 3. – C. 204–206.

17. Плющева Н. С. Интерактивное обучение педагогическому общению студентов как фактор их профессиональной компетентности // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 131–137.

18. Степанова М. В. Педагогические риски в профессионально-личностной самореализации // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2021. – С. 10–18.

19. Технологии организации самостоятельной работы: учебно-методическое пособие / под ред. И. Н. Зайдман. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 308 с.

20. Чекалина М. С. Прогнозирование как условие успешности профессионального самоопределения студентов // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 2 (58). – С. 62–69.

21. Чурикова Е. А. Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / редколлегия: А. Н. Тарасов, Д. А. Беляев, Ю. В. Караваева [и др.]. – Липецк, 2021. – С. 360–362.

22. Шендель Т. В. Психолого-педагогическое обеспечение профилактики профессионального выгорания специалистов профессий особого риска // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 12 (165). – С. 48–52.

23. Шукшина Т. И., Каско Ж. А. Дидактические затруднения студентов педагогического вуза в период прохождения педагогической практики в школе // Педагогика. – 2019. –
№ 10. – С. 43–49.