Интенционное измерение студента в интерактивном обучении

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.02

УДК 378

Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала. E-mail: nudurmagomedov@mail.ru

Савзиханова Марьям Абдулахадовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала. E-mail: nudurmagomedov@mail.ru

ИНТЕНЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СТУДЕНТА
В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

Целью статьи является выявление и обоснование технологий использования личностной интенции студентов и преподавателей как основы интерактивности обучения. При этом раскрывается ментальный потенциал интенции как направленности и профессионального выбора студентов в учебном процессе. Сущность интенции и интерактивности раскрывается в сравнительной характеристике цели, намерения, волевых усилий и стремления студентов к высоким результатам в учебном познании. На основе сущностных свойств интенции выявлено, что она присуща как личности преподавателя и студента, так может быть вложена в учебные средства. Оптимальным условием раскрытия потенциала интенции использована интерактивная образовательная среда. Экспериментально обосновано, что в области учебных дисциплин, совпадающих с интенцией студентов, более продуктивны смыслосозидающие технологии, в других дисциплинах интерактивные технологии позволяют расширить область интенции через вложенную в учебные средства интенцию автора, преподавателя. Предлагаемые в статье технологии способствуют продуктивному выбору преподавателем инновационных технологий в зависимости от степени совпадения личностной интенции студентов с предметной областью.

Ключевые слова: интенция, личностная интенция, вложенная интенция, ментальность, интерактивность, интерактивные технологии, смыслосозидающие технологии, профессиональный выбор, синергетическая система, избирательная активность, мастер-классы.

текст

Список литературы

1. Александров Е. П. Интенциональные модели субъектов педагогического взаимодействия в вузе: конструкты диагностического исследования // Вестник ТИУиЭ. –
2009. – № 2.

2. Александров Е. П., Лащева Е. В. О смысловых барьерах профессиональной идентичности студентов // Культурная жизнь Юга России. – 2017. – № 3 (66). –
С. 77–80.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

4. Быстрицкая Е. В., Бурханова И. Ю. Самоидентификация и самореализация и студента в антропно организованной учебной деятельности // Вестник Института образования человека – 2015. – № 2.

5. Гагарин А. С. Проблема интенциональности в философской антропологии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 8. – С. 69–79.

6. Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: научно-методическое пособие / под ред. проф. А. Н. Нюдюрмагомедова. – Махачкала: Изд-во ДГУ, 2016. – 84 с.

7. Куликова Л. Н. Интерактивные методы в образовании: личносозидающие смыслы // Интерактивные методы в образовании: личносозидающие смыслы. – Хабаровск: Хабаровск. гос. пед. ун-т., 2002. – С. 138–141.

8. Николаев В. Г., Синдеева Л. В., Романова Е. В., Орлова И. И., Батухтина Н. П., Вахтина Л. Ю. Применение интерактивных методов обучения по дисциплине «антропология» в системе высшего медицинского образования // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 5 – С. 147–151.

9. Нюдюрмагомедов А. Н., Исаев З. Смыслосозидающее образование. – LAP LAMBERT Academic Publiching Saarbrucken, 2012. – 173 с.

10. Нюдюрмагомедов А. Н., Савзиханова М. А., Абдурагимова Л. А. Развитие интерактивности личности студента в образовательном пространстве вуза // Sciences of Europe. – 2021. – № 68-3. – С. 47–51.

11. Осипова А. А. Смысловые барьеры в учебном процессе: концепция и технологии преодоления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2017.

12. Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2010.

13. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). – М.: Магистр, 1997. – 48 с.

14. Широкова С. Ю., Широкова А. Ю. Использование интерактивных технологий обучения в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. –
2016. – № 2 (ч. 1) – С. 184–187.

15. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М.: Советский писатель, 1990.