Комплексный подход к формированию математической и естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.04

УДК 372.016:51+372.016:57

Яровая Евгения Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой геометрии
и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: jnar1@yandex.ru

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ*

Цель статьи – используя научные и методологические основы и опираясь на собственный опыт, описать авторский комплексный подход к формированию математической и естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы посредством выполнения комплексных заданий с биологическим содержанием.

В статье обосновывается актуальность исследований в данном направлении и формулируется противоречие, приводящее к проблеме поиска оптимальных подходов к формированию математической и естественнонаучной грамотности школьников как составляющих функциональной грамотности. Предложен авторский комплексный подход к формированию двух указанных составляющих функциональной грамотности при обучении математике в основной школе, коррелирующий с формированием метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. В качестве средства формирования математической и естественнонаучной грамотности выбраны комплексные задания с биологическим содержанием, описаны методические требования к их составлению и продемонстрированы примеры заданий. По итогам исследования сформулированы выводы. Намечены перспективы работы в направлении использования комплексных заданий с научным содержанием для формирования функциональной грамотности обучающихся профильных классов.

Ключевые слова: педагогическое образование, обучение математике, обучение биологии, компетенция, функциональная грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, комплексное задание, метапредметные результаты.

Текст

Список литературы

1. Акумбаева О. В. Применение математического конструктора для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физики // Инновации в образовании (Казахстан). – 2021. – № S1-1 (53). – С. 15–18.

2. Асанова Л. И. Задания для формирования естественно-научной грамотности // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 28–34.

3. Астрашабова М. С. Формирование математической грамотности обучающихся при изучении предмета «География» // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования. Материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения геолога и краеведа Вячеслава Петровича Косованова. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – 2020. – С. 75–78.

4. Борзова З. В. Формирование естественнонаучной грамотности школьников через интеграцию предметов естественного цикла // Современные проблемы биологии и экологии. Материалы докладов III Международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения Исмаилова Шейиха Ибрагимовича. Махачкала, 2021. – С. 206–210.

5. Бычков А. В. Построение заданий, направленных на формирование математической грамотности учащихся // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе. Материалы V международной заочной научной конференции. Под общей редакцией Л. И. Боженковой, М. В. Егуповой. – 2020. – С. 69–74.

6. Вахрушева А. М., Вахрушев А. Ю. Учебная проектно-исследовательская деятельность как средство повышения естественно-научной грамотности школьников // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. Сер. «Библиотека аспиранта» Санкт-Петербург, 2020. – С. 63–67.

7. Греханкина Л. Ф. Проблемы формирования естественнонаучной грамотности при изучении географии // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 4. – С. 587–592.

8. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании // Педагогика. – 2018. – № 9. – С. 47–51.

9. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегративный подход // Школьные технологии. – 2017. – № 3. – С. 20–25.

10. Иглина Н. Г., Яровая Е. А. Формирование и повышение компетентности учащихся 7-х классов за счет интеграции биологии и математики. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. – 210 с.

11. Игнатова О. Г. Развитие функциональной грамотности при изучении школьного курса математики с применением межпредметных связей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1 (34). – С. 126–128.

12. Казарина В. В., Фомина Т. М. Экономические задачи как средство повышения математической грамотности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 5. – С. 78–83. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.05.12

13. Каменских Н. А., Пшеницына Н. С, Сачкова Е. Н. Практикоориентированные математические задания: методические подходы и опыт внедрения // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 198–204.

14. Киселев Ю. П. Концептный подход к разработке компетентностно-ориентированных заданий, направленных на оценку и развитие естественнонаучной грамотности // Физика в школе. – 2020. – № 4. – С. 17–24.

15. Крыкса Н. П. Формирование функциональной математической грамотности через решение практико-ориентированных задач // Источник. – 2021. – № 1. – С. 43–44.

16. Ляпцев А. В., Абдулаева О. А. Особенности заданий на формирование и оценку функциональной грамотности при обучении физике // Физика в школе. – 2020. –
№ S2. – С. 104–109.

17. Максимов Ю. А. Развитие творческой личности лицеиста-гуманитария путем интеграции на уроках математики и естествознания // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. В 5-ти томах. Под редакцией
А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой, Ю. А. Романенко и др.. – 2017. – С. 7–11.

18. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под научной редакцией А. А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.

19. Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%9C%D0%90_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%-B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%F%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf

20. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Диагностика естественнонаучной грамотности учащихся с использованием комплексных межпредметных заданий // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 2 (69). – С. 64–71.

21. Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Формирование и диагностика естественнонаучной грамотности: комплексные межпредметные задания с химической составляющей // Народное образование. – 2017. – № 1-2 (1460). –
С. 136–143.

22. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.

23. Перминова Л. М. Естественно-научная грамотность: дидактический подход // Инновации в образовании. – 2017. – № 3. – С. 52–60.

24. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. – 2018. – № 10. – С. 48–55.

25. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 58–79.

26. Рудачева С. С. Приемы критического мышления для формирования естественнонаучной грамотности учащихся в процессе обучения биологии // Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярский государственный педагогический университет
им. В. П. Астафьева. – 2021. – С. 69–70.

27. Сергеева Т. В. Применение математических знаний на предметах естественнонаучного цикла как составляющая функциональной грамотности учащегося средней школы // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин. Материалы Х Всероссийской научно-методической конференции. Сост. С. М. Шляхтина. – 2016. – С. 63–69.

28. Ханнанова Т. А. О необходимости формирования функциональной математической грамотности на содержании курса физики основной школы // Журнал научно-педагогической информации. – 2010. – № 3. – С. 117–124.

29. Шимко Е. А. Возможности модельного подхода при формировании естественно-научной грамотности учащихся // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 2-1 (66). – С. 46–50.

30. Яровая Е. А. Комплексные задания по математике для 5-6 классов. Волгоград: Изд. «Учитель», 2015. – 23 с.

31. Яровая Е. А. Формирование метапредметной компетентности учащихся
5–6-х классов основной школы (биология, математика): монография / Е. А. Яровая; под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 160 c.

32. Яровая Е. А. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС основного общего образования // Пути обновления современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею члена-корреспондента Российской Академии Образования, доктора педагогических наук, профессора Дмитрия Алексеевича Данилова. Министерство образования и науки Российской федерации; Российская Академия Образования; ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»; Педагогический институт; под общей редакцией: А. И. Голикова, И. И. Портнягина, В. В. Находкина, С. В. Паниной, М. А. Местниковой. – 2015. – С. 260–262.

33. Яровая Е. А. Комплексные задания и их использование для формирования метапредметных результатов // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Посвящается 145-летию МПГУ. Москва, 2017. – С. 160–165.

34. Яскина О. А. Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии системой современных приемов визуализации // Актуальные проблемы биологической и химической экологии. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Д. Б. Петренко, редколлегия: Т. М. Ефимова,
А. В. Москаев, С. В. Афанасьева [и др.]. Москва, 2021. – С. 642–648.