Дистанционное образование: модели, уровни внедрения и проблемы реализации

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.05

УДК 37.02

Каменев Роман Владимирович

Кандидат педагогических наук, директор ИФМИТО, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск.
E-mail: romank54.55@gmail.com

Абрамова Мария Алексеевна

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии
и педагогики ИФМИТО, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail:marika24@yandex.ru

Крашенинников Валерий Васильевич

Кандидат технических наук, профессор ИФМИТО, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск.
E-mail: vkrash48@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕЛИ, УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье ставится цель рассмотрения проблемы внедрения дистанционного обучения на микро-мезо и макро уровнях. В исследовании авторы опираются на системный подход. На примере исследований результатов внедрения дистанционного обучения в период пандемии показаны проблемы, с которыми столкнулись образовательные организации на региональном уровне. Актуализация необходимости проведения регионального анализа привела авторов к выводу о недостаточной разработанности вопроса на макроуровне администрирования процесса внедрения дистанционного обучения. В статье также ставятся вопросы о качестве «of-line» и «on-line» форматов обучения, проблема коммерциализации образования и трансформации типов университетов как связанные с неоправданными ожиданиями от эффективности внедрения дистанционного формата обучения.

Материалы, представленные в статье, будут интересны специализирующимся в сфере управления образованием: руководителям образовательных организаций, сотрудникам органов управления образованием всех уровней.

Ключевые слова: дистанционное образование, модели обучения, модели организации, региональные модели.

Текст

Список литературы

1. Абрамова М. А., Фарника М. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. –
Т. 9, № 4. – С. 3167–3175. DOI: 10.15372/PEMW20190403

2. Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Пинская М. А. Переход на дистанционное образование: детальный разбор муниципального кейса. URL: https://ioe.hse.ru/sao_region

3. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Фарника М., Абрамова М. А. Высокие технологии и трансформация системы образования: конструктивность и деструктивность // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 6. – С. 104–119. DOI: 10.15293/2226-3365.1806.07

4. Карпов А. С. Дистанционные образовательные технологии. Планирование и организация учебного процесса: учебно-методическое пособие. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 67 c.

5. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 32 с.

6. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. – 2005. – № 3. – С. 71–77.

7. Тараканов А. В., Садова К. В., Крайнова Е. А. Технология дистанционного обучения: учебн. пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2017. – 86 с.

8. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 1 (97). – С. 3–12. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-3-12.

9. Хуторской А. В. О развитии дистанционного образования в России // КИО. – 2000. – № 5. – С. 86–89.

10. Antonelli C. The new economics of the university: a knowledge governance approach // The Journal of Technology Transfer. – 2008. – vol. 33. – Рр. 1–22. DOI: 10.1007/s10961-007-9064-9

11. Jarzabkowski P., Sillince J. A. A., Shaw D. Strategic ambiguity as a rhetorical resource for enabling multiple interests // Human Relations. – 2010. – vol. 63 (2). –
Pр. 219–248. DOI: 10.1177/0018726709337040

12. Hewitt-Dundas N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // Research Policy. – 2012. – vol. 41. – Pр. 262–275. DOI: 10.1016/j.respol.2011.10.010

13. Polanyi M. The Tacit Dimension. Garden City. New York: Doubleday, 1966.

14. Siegel D. S., Waldman D., Link A. N. Assessing the impact of organizational practices on the relative productivity of university technology transfer offices: an exploratory research // Research Policy. – 2003. – vol. 32 (1). – Рр. 27–48. DOI: 10.1016/S0048-7333(01)00196-2

15. Sorlin S. Funding diversity: performance-based funding regimes as drivers of differentiation in higher education systems // Higher Education Policy. 2007. – vol. 20. – Pр. 413–440. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300165