Готовность учителей и учеников к использованию и выполнению заданий по естественнонаучной грамотности

DOI: 10.15293/1812-9463.2103.08

УДК 372.853

Величко Анна Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и теоретической физики, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск. E-mail: anvelichko@mail.ru

Пимонова Елена Юрьевна

Кандидат биологических наук, учитель биологии и химии, МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская»»; магистрант кафедры общей и теоретической физики, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: lichia@mail.ru

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ*

Статья посвящена актуальной проблеме формирования и оценки сформированности естественнонаучной грамотности в рамках содержания школьного курса физики. Естественнонаучная грамотность является компонентом функциональной грамотности – центральным понятием современного подхода к определению образовательных достижений в мировой практике исследований образовательных систем разных стран. Цель статьи заключается в определении состояния готовности учителя и ученика к развитию естественнонаучной грамотности. Для этого проблема формирования естественнонаучной грамотности в России рассматривалась с разных сторон: готовность учителей естественнонаучной предметной области к использованию практико-ориентированных заданий на уроках; готовности учеников к выполнению таких заданий; анализ практик конструирования заданий в публикациях. Готовность учителей определялась анкетированием, готовность учащихся – проведением срезовой работы и анализом её результатов. По проведенным исследованиям сформированы выводы. Основными результатами проведенного исследования являются: констатация факта недостаточной осведомленности учителей о сути понятий «функциональная грамотность» в целом и «естественнонаучная грамотность», в частности. Как следствие констатируется неготовность учеников к научному объяснению и моделированию реальной ситуации.

Ключевые слова: PISA, функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, готовность к выполнению действий, обучение физике, формирование, оценивание.

Текст

Список литературы

1. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. –
Т. 1, № 4 (61). – С. 13–33.

2. Бербер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения // Вопросы образования. – 2009. – № 4. – С. 7–60.

3. Гавронская Ю. Ю., Ямщикова Д. С. Формирование естественнонаучной грамотности школьников // Педагогика. – 2021. – Т. 85, № 1. – С. 48–54.

4. Грумова Н. А. Формирование функциональной грамотности у учащихся основной школы с помощью задач естественнонаучного содержания // Физика в школе. – 2021. – № 3. – С. 24–27.

5. Демидова М. Ю., Добротин Д. Ю., Рохлов В. С. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8–19.

6. Демкевич Е. В. Использование ситуативных заданий на уроках биологии // Педагогический поиск. – 2014. – № 4. – С. 21–22.

7. Ермаков Д. С. Ситуативные задания олимпиады по экологии // Биология в школе. – 2011. – № 7. – С. 34–38.

8. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: учебно-методическое пособие / под ред. Н. Ф. Ефремовой. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2013. – 208 с.

9. Королев М. Ю., Петрова Е. Б. Формирование функциональной грамотности и подготовка учителя естествознания и астрономии // Физика в школе. – 2020. –
№ 52. – С. 12–17.

10. Ляпцев А. В., Абдулаева О. А. Особенности заданий на формирование и оценку функциональной грамотности при обучении физике // Физика в школе. – 2020. –
№ 52. – С. 104–109.

11. Мардаршина А. Р. Разработка практико-ориентированных задач как средство формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках физики // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 2 (35). –
С. 41–43.

12. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – 368 с.

13. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 80–97.

14. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 4 (61). – С. 177–195.

15. Перевощиков Д. В. Освоение научного метода познания и формирование естественнонаучной грамотности школьников при решении физических задач с астрономическим содержанием // Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 94–103.

16. Романцова Н. Ф., Кочеткова Т. Н., Ефиц О. А. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности при изучении физических величин // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – С. 168–170.

17. Рослова Л. О., Карамова И. И. О готовности учителей к формированию функциональной математической грамотности школьников // Профильная школа. – 2020. –
Т. 8, № 4. – С. 14–26.

18. Фирстова Н. В., Малышева Н. Ю., Кузнецова А. В., Мещерякова О. А. Ситуативные задания при обучении химии в школе // Актуальные проблемы химического образования: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов. – 2015. – С. 5–8.

19. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – С. 179–185.

20. Чигишева О. П. Развитие функциональной грамотности исследователя как актуальная задача непрерывного образования // Непрерывное образования: XXI век. – 2018. – № 4 (24). – С. 16–23.

21. Шимко Е. А. Условия формирования и диагностики отдельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся // Школьные технологии. – 2019. – № 2. – С. 102–112.