Научно-методическое сопровождение педагогических работников в процессе взаимодействия педагогического вуза и базовых школ

Научная статья

УДК 378+37.0

doi: 10.15293/1812-9463.2104.01

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И БАЗОВЫХ ШКОЛ

Барматина Ирина Валерьевна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: barmatinaiv@mail.ru

 Варакута Алена Александровна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: varakutaa@mail.ru

Кохан Наталья Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: nkokhan@mail.ru

Марущак Евгения Борисовна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: em1902@bk.ru

В статье рассмотрена проблема включения вузов в непрерывное развитие педагогических работников и предложена модель научно-методического центра сопровождения педагогических работников. Цель статьи – описание модели научно-методического центра сопровождения педагогических работников в процессе взаимодействия педагогического вуза и базовых школ, которая позволяет включить вуз в региональную систему непрерывного развития педагогических работников. Авторы рассматривают научно-методический центр сопровождения педагогических работников, созданный на базе вуза, как системообразующий элемент системы взаимодействия вуза и базовых школ, позволяющий обеспечить согласованность действий педагогического вуза, региональных органов исполнительной власти, профессиональных объединений (сообществ) педагогических работников и базовых школ. В статье раскрываются основные элементы модели центра (принципы, направления и линии взаимодействия, функции, механизмы взаимодействия), определяющие ее эффективность. Предложенная модель разработана в ходе исследования[1], проводившегося на базе Новосибирского государственного педагогического университета в 2021 году.

Ключевые слова: базовая школа, научно-методическое сопровождение, модель взаимодействия, научно-методический центр, непрерывное развитие педагогических работников, педагогический вуз, профессиональные компетенции.

Для цитирования:

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания №073-00072-2101 по проекту «Разработка модели взаимодействия педагогических вузов с базовыми школами и организации их методического сопровождения»

Текст

Список литературы

  1. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 6 (117). – С. 14–21.
  2. Виноградов В. Л., Панфилов А. Н., Панфилова В. М., Рахманова А. Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практико-ориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20, № 5. – С. 36–46.
  3. Воробьев Г. А., Фомина Т. П. Модель взаимодействия образовательных учреждений в условиях инновационно-интегративной парадигмы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2020. – № 3 (59). – С. 166–173.
  4. Гаврутенко Т. В. Модель управления развитием наставничества молодых учителей в кооперативном взаимодействии «школа – вуз» // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С. 225.
  5. Груздев М. В., Тарханова И. Ю., Ходырев А. М., Репина А. В. Новая роль университета в развитии кадрового потенциала системы образования: трансфер образовательных технологий // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3 (114). – С. 58–66.
  6. Даутова О. Б. Модель научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников как инновация / О. Б. Даутова, О. А. Римкявичене // Диалог учительских поколений: точки роста: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 ноября 2020 года. – СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. – С. 138–141.
  7. Демуцкая З. А., Галдина Н. А. Школа плюс вуз: модель взаимодействия // Аккредитация в образовании. – 2010. – № 2 (37). – С. 76–77.
  8. Дмитриев Н. А. Теоретическая модель сетевого взаимодействия «школа-вуз» в системе профессионального образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3–2. – С. 74–81.
  9. Жадаева А. В., Жадаев Ю. А., Селезнев В. А. Стратегическое партнерство «школа — вуз» в условиях технологической трансформации России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10 (153). – С. 100–107.
  10. Зайдман И. Н. Внедрение компонентов терапевтической дидактики в обучение детей XXI века // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 4 (56). – С. 49–56.
  11. Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. – 216 с.
  12. Ильина Н. Ф. Научно-методическое сопровождении процесса непрерывного профессионального развития педагога: сущность феномена и процессуальная модель // ЭкстернатРФ. – 2021. – № 3 (14). – С. 87–90.
  13. Ковалевская Е. Н., Курьянович А. В., Гайворонская А. В., Дукмас А.И. Вуз – школа: содержание, формы, концептуальные аспекты взаимодействия участников сетевого образовательного проекта // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (199). – С. 90–97.
  14. Ковалевская Е. Н., Курьянович А. В., Дукмас А. И. Организация проектного семинара в практике взаимодействия вуза и школы: образовательное содержание совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 1 (29). – С. 137–145.
  15. Лапшина М. В., Кулебякина М. Ю. Взаимодействие вуза и школы как условие развития исследовательской компетентности школьников // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3 (31). – С. 64–71.
  16. Макарова Н. С. Исследования сетевого взаимодействия в педагогическом образовании: результаты и перспективные направления поиска // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2015. – № 3 (7). – С. 110–113.
  17. Мишатина Н. Л., Быстрицкая М. А. Социальное партнерство «школа – вуз» в условиях экономики знаний // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. № 182. – С. 37–43.
  18. Обутова А. Д., Голиков А. И., Сапалова Д. У. Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одаренных детей и подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 362.
  19. Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение внедрения программы воспитания // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 39–42.
  20. Русских И. Т., Костылев В. Н. Опыт организации модели сетевого взаимодействия вуза с сельскими школами по профильному обучению // Казанская наука. – 2014. – № 12. – С. 231–234.
  21. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Сетевая электронная школа для абитуриентов как модель сетевого взаимодействия в системе «школа-вуз» // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 3 (11). – С. 19.
  22. Тагильцева Н. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 217–219.
  23. Gallo-Fox J., Scantlebury K. Coteaching as professional development for cooperating teachers // Teaching and Teacher Education. – 2016. – vol. 60. – p. 191–202.
  24. Zimmer W. K., Matthews S. D. A virtual coaching model of professional development to increase teachers’ digital learning competencies // Teaching and Teacher Education. – 2022. – vol. 109. – P. 103544.