Научная статья
УДК 373
DOI:
КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ[1]
Каменев Роман Владимирович
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: romank54.55@gmail.com
Классов Александр Борисович
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail:alklas@mail.ru
Крашенинников Валерий Васильевич
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск. E-mail: vkrash48@mail.ru
В статье представлен анализ возможных направлений использования искусственного интеллекта в образовании. Показано, что искусственный интеллект в современном дистанционном образовании способствует его дальнейшему развитию в направлении модернизации и оказывает существенное влияние, особенно, на современную систему дистанционного обучения. Проанализированы требования к искусственному интеллекту со стороны образования и негативные последствия применения искусственного интеллекта и проблемы, которые могут повлиять на качество обучения. Рассмотрены возможные направления работы в плане развития искусственного интеллекта, связанные с разработкой моделей представления знаний, созданием баз знаний, образующих ядро экспертной системы. Обращается внимание на то, что интеллектуальная обучающая система должна быть способна выполнять различные функции преподавателя (помогать в процессе решения задач, определять причину ошибок студентов, выбирать оптимальное учебное воздействие) почти так же разумно, как это делает человек. Уделено внимание и такому направлению, как использование интеллектуальных чат-ботов или разговорных агентов и их приложений.
Ключевые слова: искусственный интеллект, дистанционное обучение, экспертная система, интеллектуальный чат-бот, цифровая образовательная среда, электронное обучение, цифровое образование.
Для цитирования:
[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания № 073-00072-21-01 по проекту «Цифровая трансформация образования: разработка, апробация моделей внедрения дистанционного обучения в образовательных организациях всех уровнях образования»
Список литературы
- Блинов В. И., Биленко П. Н., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. – М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2020. – 112 с.
- Переверзева Н. А., Мордвинова Ж. С. К вопросу о перспективах внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательную среду // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях, Пенза, 15 февраля 2018 года. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 142–144.
- Авуза А. А. Системы искусственного интеллекта, как элемент современной военной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55–2. – С. 3–10.
- Швецов А. Н., Ржеуцкая С. Ю.,Сергушичева А. П., Суконщиков А. А. Архитектура интеллектуального агентно-ориентированного учебного комплекса для подготовки специалистов технического профиля // Открытое образование. – 2018. – Т. 22, № 3. – С. 14–24. DOI: 10.21686/1818-4243-2018-3-14-24.
- Борисова Е. В. Современный тренд образовательной среды – искусственный интеллект и цифровая педагогика // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 29–30 марта 2018 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2018. – С. 84–87.
- Дружинина О. В., Карпачева И. А., Масина О. Н., Петров А. А. Разработка инструментально-методического обеспечения для оценивания знаний учащихся по математике в рамках гибридной интеллектуальной обучающей среды // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2021. – № 2 (54). – С. 48–65. DOI: 10.24888/2073-8439-2021-54-2-48-65
- Хаперская А. В. Разработка комплекса мероприятий и программ для создания новой информационно-образовательной среды на основе искусственного интеллекта // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов V Международной научной конференции: в 2 частях, Томск, 17–21 декабря 2018 года / под редакцией О. Г. Берестневой, А. А. Мицеля, В. В. Спицына, Т. А. Гладковой. – Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2018. – С. 238–243.
- Baierle I. L. F., & Gluz J. C. Programming intelligent embodied pedagogical agents to teach the beginning of the industrial revolution // R. Nkambou, R. Azevedo, & J. Vassileva, (Eds.), Intelligent Tutoring Systems.– 2018. – ITS 201, pp. 3–12.
- Bebbington K., MacLeod C., Ellison M., & Fay N. The sky is falling: Evidence of negativity bias in the social transmission of information // Evolution and Human Behavior. – 2017. – Vol. 38 (1). – Pp. 92–101.
- Cannoni E., Scalis T. G., & Giangrande A. Indagine sui bambini di 5–6 anni cheusano quotidianamente i dispositivi mobili in ambito familiare: caratteristiche personali e contestuali e problematiche cognitive ed emotive // Rassegna Italiana di Psicologia. – 2018. – Vol. 35 (1). – pp. 41–56.
- Chakraborty B., Chakma K., & Mukherjee A. A density-based clustering algorithm and experiments on student dataset with noises using Rough set theory // IEEE International Conference on Engineering and Technology (ICETECH). – 2016. – pp. 431–436.
- Gebru T., Morgenstern J., Vecchione B., Vaughan J. W., Wallach H., Daumé H., & Crawford, K. Datasheets for Datasets. – 2019. https://arxiv.org/abs/1803.09010 (ver. 23.03.2020).
- Levendowski A. How copyright law can fix artificial intelligence’s implicit bias problem // Washington Law Review. – 2018. – Vol. 93 (2). – pp. 579–630.
- Maseleno A., Sabani N., Huda M., Ahmad R., Jasmi K. A., & Basiron, B. Demystifying learning analytics in personalised learning // International Journal of Engineering & Technology. – 2018. – Vol. 7 (3). – pp. 1124–1129.
- Nkambou R., Azevedo R., & Vassileva J. Intelligent Tutoring Systems // 14th International Conference. – 2018, ITS 2018. – Montreal, QC, Canada. https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-91464-0 (ver. 23.03.2020).
- Penprase B. E. The fourth industrial revolution and higher education // N. W. Gleason (Ed.), Higher education in the era of the fourth industrial revolution. – Yale-NUS College, Singapore: Palgrave McMillan, 2018. – pp. 207–229.
- Zanetti M. Pregiudizio ed etichettamento: il ruolo dell’insegnante nello sviluppo di comportamenti deviant // Formazione & Insegnamento. – 2018. – Vol. 16 (2). – pp. 193–204.