Научная статья
УДК 378.637
DOI:
УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА[1]
Шамарина Елена Владимировна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул. E-mail: shamarina_ev@altspu.ru
Современные вызовы системы образования обуславливают рост профессиональных затруднений у молодых педагогов, снижают эффективность адаптации и закрепления в образовательных организациях. Мониторинг профессиональных дефицитных состояний молодого учителя позволяет их своевременно нивелировать, тем самым повышать качество адаптации, закрепления и профессиональной самоидентификации. Теория и методика минимизации профессиональных затруднений изучена, но в каждом регионе есть своя специфика развития системы образования и особенность сопровождения профессионального развития молодых специалистов. Это дает возможность концептуально определить методику выявления профессиональных затруднений молодых учителей Алтайского края и выработать механизм реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Цель данной работы: выявить условия профессионального развития молодых учителей в пространстве педагогического университета. Методология. Методологическую основу составляют системный подход как основа диагностики профессиональных затруднений молодых учителей; компетентностный подход как базис структурирования профессиональных затруднений. В исследовании использованы метод сбора первичной информации, метод анализа, обобщения, обработки информации, метод проектирования. Результаты исследования. Описана технология проведения ежегодного профориентационного мероприятия «Ярмарка вакансий» с привлечением работодателей как активного субъекта. Разработаны анкеты для работодателей и молодых специалистов по выявлению профессиональных затруднений группы молодых педагогов. Проведен мониторинг дефицитных состояний молодых учителей. Разработаны 12 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для молодых педагогов Алтайского края. Выработан механизм построения и реализации индивидуальной траектории профессионального развития. Представлены результаты диагностики работодателей и список программ повышения квалификации.
Ключевые слова: молодой педагог, профессиональные затруднения, постдипломное сопровождение молодых учителей, трудоустройство, траектория профессионального развития, персонифицированные образовательные маршруты.
Для цитирования:
Список литературы:
- Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Мирошниченко В. И. Стратегические ориентиры для подготовки педагогических кадров для системы непрерывного образования // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № – С. 93–121. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-93-121
- Прокубовская А. О., Чубаркова Е. В. Непрерывное образование в подготовке педагогических кадров для среднего профессионального образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 233–238.
- Современное дополнительное образование взрослых: монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. – М.: ИНФРА, 2019. – 203 с.
- Коломиец Д. Л., Бирюкова Н. А. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т. 8. – № 2 (32). – С. 57–63. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-57-63
- Тарабарина Т. И. Сопровождение профессиональной деятельности молодых педагогов как объекта научных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. – С. 16.
- Уварова Н. Н. Индивидуальное сопровождение профессионального становления молодых педагогов // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57 (8). – С. 257–263.
- Веретенникова Л. А., Шамарина Е. В. Структурный анализ проблемного пространства профессиональной деятельности молодого педагога (на примере Алтайского края) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № – С. 15–29. DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.02
- Голобородько А. Ю., Стеценко И. А. Современное состояние проблемы профессиональной адаптации как междисциплинарного концепта в рамках российского образовательного дискурса // Педагогическое образование: традиции и инновации. – 2021. – № – С. 14–21.
- Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Руденко А. В. Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7. – С. 114–122.
- Нигуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Наставничество как эффективная практика управления профессиональным развитием педагога в условиях сетевого взаимодействия // Профессиональное развития в России и за рубежом. – 2020. – № 2 (38). – С. 54–59.
- Глебова З. В. Комплексное сопровождение профессиональной деятельности молодого педагога в условиях университетского комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ульяновск, 2019. – 26 с.
- Данилов С. В., Шустова Л. П. Комплексное сопровождение подготовки и профессиональной деятельности молодого учителя в педагогическом вузе / В сборнике: Образование ХХI века: тренды, новые модели эпохи цифровизации и провайдеры поколения NEXT. Материалы Международной научно-практической конференции. – Гродно. – 2021. – С. 49–55.
- Магомедова М. Г. Университетский комплекс непрерывного образования – инновационная модель качественной подготовки педагогических кадров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – Т. 12, № 1. – С. 84–89. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-84-89
- Подымова П. С., Головятенко Т. А. Организация персонифицированного образовательного пространства как проблема // Высшее образование сегодня. – 2020. – № – С. 28–30. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.01.P.28
- Лукинова А. В., Подымова Л. С., Сотникова М. С. Персонификация образовательного маршрута молодых педагогов // Опыт реализации Стратегии развития в Российской Федерации: материалы всероссийского форума / составитель Ю. В. Румянцев. – 2018. – С. 24–29.
[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Разработка программы психолого-педагогического сопровождения и персонификации образовательных маршрутов молодых педагогов в системе повышения квалификации» (Государственное задание № 073-00037-21-01 от 14.07.2021).