Развитие творческого мышления в процессе проектной деятельности в условиях цифровой трансформации технологического образования

Научная статья

УДК 378.147.88: 001.892: 007.52

DOI:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ[1]

 

Крашенинников Валерий Васильевич

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск. Email: vkrash48@mail.ru

Некрасова Ирина Ивановна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск. Email: irinanekrasova@mail.ru

 

В статье рассмотрена особенность развития творческого мышления учащихся в учебной проектной деятельности в процессе обучения в условиях применения цифровых технологий, применяемых в технологическом образовании. Проанализированы основные  базовые принципы развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладения компетенциями и навыками XXI века с учетом необходимости использования современных цифровых технологий в процессе проектной деятельности, как основополагающего направления освоения новых знаний в интенсивно развивающемся мире. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых показано, что учебная проектная деятельность способствует развитию творческого мышления при выполнении условий, приближенных к реальному процессу проектирования. Описаны некоторые возможные варианты осуществления учебной проектной деятельности в современных условиях цифровой трансформации технологического образования. Отмечены мероприятия по решению проблем современного технологического образования, способствующие качественной организации учебного процесса, которые касаются как создания педагогических условий, так и соответствующей материально-технической базы.

Ключевые слова: технологическое образование, цифровые технологии, проектная деятельность, творческое мышление, цифровая трансформация.

Текст

Для цитирования:

Список литературы

  1. Каменев Р. В., Волчек М. Г., Некрасова И. И. Подготовка учителя технологии и актуальные проблемы современного технологического образования // Мир науки. – 2020. – № 4.
  2. Каунов А. М. Развитие творческого потенциала обучающихся с использованием в проектном обучении цифровых информационно-логических моделей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. – Волгоград, – С. 36–40.
  3. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения: 28.08.2021)
  4. Косогорова Л. А., Крутиков В. К. Проектная деятельность в школе: проблемы и перспективы // Современный ученый. – 2021. – № 4. – С. 64–68.
  5. Лазарев В. С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 3.
  6. Малышева Н. В. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – – № 1 (33). – С. 48–55.
  7. Национальная технологическая инициативы [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 30.08.2021).
  8. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 3 (73). – С.22–39.
  9. Asha V., Devi V., Raghavendra R., Rachel A. R., Vinod P., & Sharmila T. Curricular impact on learning approaches and critical thinking skills of medical students // Education in Medicine Journal. – 2016. – Vol. 8 (4). – pp. 39–45.
  10. Broman K., Bernholf S., & Parchmann I. Analysing task design and students’ responses to context-based problems through different analytical frameworks // Research in Science & Technological Education. – 2015. – Vol. 33 (2). – pp. 143–161.
  11. Bagarukayo E., Weide Th P. van der, Mbarika V. W. & Kim M. S. The impact of learning driven constructs on the perceived higher order cognitive skills improvement: Multimedia vs. text // International Journal of Education and Development Using Information and Communication Technology. – 2012. – Vol. 8 (2). – pp. 120–130.
  12. Coller B., & Scott M. Effectiveness of using a video game to teach a course in mechanical engineering // Computers and Education. – 2009. – Vol. 53 (3). – pp. 900–912.
  13. Hemmi A., Bayne S., & Land R. The appropriation and repurposing of social technologies in higher education // Journal of Computer Assisted Learning. – 2009. – Vol. 25 (1). – pp. 19–30.
  14. Kirkwood A., & Price L. Technology-enhanced learning and teaching in higher education: What is ‘enhanced’ and how do we know? A critical literature review // Learning, Media and Technology. – 2014. – Vol. 39 (1). – pp. 6–36.
  15. James R., McInnis C. & Devlin M. Assessing learning in Australian universities. – VIC, Australia: The University of Melbourne, 2012.
  16. Lee J., Cho H. What affects learner’s higher-order thinking in technology enhanced learning environments? The effects of learner factors // Computers & Education Computers & Education. – 2017. – Vol. 115. – pp. 143–152.
  17. Law N., Niederhauser D. S., Christensen R., & Shear L. A multilevel system of quality technology-enhanced learning and teaching indicators // Journal of Educational Technology & Society. – 2016. – Vol. 19 (3). – pp. 72–83.
  18. Lee J., Lim C. & Kim H. Development of an instructional design model for flipped learning in higher education // Educational Technology Research and Development. – 2017. – Vol. 65 (2). – 427–

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания № 073-00072-21-01 по проекту «Цифровая трансформация образования: разработка, апробация моделей внедрения дистанционного обучения в образовательных организациях всех уровней образования»