Педагогическая культура: ценностно-смысловой контекст цифровой трансформации образования

Научная статья

УДК 373.3/.5+004
doi: 10.15293/1812-9463.2201.01

Шульга Ирина Ивановна

Новосибирский государственный педагогический университет,  г. Новосибирск, Россия, shulga.61@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5994-7678

АннотацияЦелью статьи является определение ценностно-смысловых ориентиров деятельности педагога с учетом изменений, вызванных цифровой трансформацией образования. В результате научно-теоретического анализа гуманистических оснований образования предложены возможности его сохранения в современных условиях: осмысление педагогической культуры как фрагмента существующей образовательной системы, характеристика архитектуры новых отношений между субъектами образовательной деятельности, рассмотрение педагогической культуры как компонента профессионализма современного учителя в условиях цифровизации. Во-первых, характерной особенностью современного образования является тенденция к сверхбыстрым темпам информатизации, которые объективно превышают адаптационные возможности системы к сохранению гуманистических начал образования как социальной практики. Во-вторых, отмечается рост создания нестандартных открытых образовательных пространств, предлагающих инновационные модели организации учебной деятельности. В-третьих, педагогическая культура современного учителя является ключевым компонентом его профессионализма и трактуется как синтез профессиональных умений, внутренних свойств и личностных качеств, обеспечивающих владение как методикой преподавания, так и наличие культуро-творческих способностей.

Ключевые слова: образовательная система, цифровизация образования, профессионализм учителя, этика образовательных отношений, педагогический артистизм, эстетическая образованность учителя, педагогическая импровизация.

Для цитирования: Шульга И. И. Педагогическая культура: ценностно-смысловой контекст цифровой трансформации образования // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 512.

текст

Список источников

1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. – 1999. – № 3 – С. 37–43.

2. Драйден Г., Вое Д. Революция в обучении: научить мир учиться по-новому / Пер. с англ. Е. Сигаева, В. Чупин. – М.: Парвинэ (ОАО Можайский полиграфический комбинат), 2003. – С. 671.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – С. 206.

4. Макаренко А. С. Собрание сочинений в четырех томах. – М.: Изд-во Правда, 1997.

5. Прикот О. Г. Принципы образования будущего: карнавализация, расшколивание и все учат всех. – 2021. – 3 сентября. URL: https://www.hse.ru/news/edu/501877491.html

6. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. – М.: Изд-во Высшая школа, 1992. – С. 192.

7. Строков А. А. Цифровая культура и ценности российского образования: автореф. дисс. … канд. филос. наук. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Нижегородский институт управления, Нижегородский государственный педагогический университет. – 2021. – С. 20.

8. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с англ. И. Дубинского под ред. С. Писарева. – Киев: ITN Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. – С. 403.

9. Шульга И. И. Педагогическая анимация: детский досуг и неформальное образование: учебное пособие; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирск: НГПУ – 2018. – С. 157.

10. Braga J. L., Borges I., Meneses J. C., Mota C., Brás S. Distance Learning in Pandemic Times: A Case Study of the Portuguese Tourist Sector // Smart Innovation, Systems and Technologies. – Vol. 256. – 2022. – P. 987–998. DOI: 10.1007/978-981-16-5063-5_81

11. Gembarski P. C., Hoppe L. Considering Intelligent Tutoring Systems as Mass Customization of Digital Education // In: Andersen AL. et al. (eds) Towards Sustainable Customization: Bridging Smart Products and Manufacturing Systems. CARV 2021, MCPC 2021. – Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. – 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-90700-6_107

12. Krasna M., Bratina T. Digital competences in education: Digital security / INTED 2011: 5th international technology, education and development conference // Iated-int. assoc. technology education & development. – Valencia, Spain. – 2021. – P. 1634–1641.

13. Matkovic P., Maric M., Rakovic L., Sakal M. Enhancing digital competences in higher education // 12th Annual International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI). – Seville, Spain. – 2019. – P. 7939–7944.

14. McCrindle M., Wolfinger E. The ABC of XYZ: Understanding the Global Generations. URL: https://2qean3b1jjd1s87812ool5ji-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2016/12/McCrindleResearch_ABC-03_The- GenerationMap_Mark-McCrindle.pdf

15. Spante M., Hashemi S. S., Lundin M., Algers A. Digital competence and digital literacy in higher education research: Systematic review of concept use // Cogent Education. – Vol. 5, no. 1519143. DOI: 10.1080/2331186X.2018.1519143

Информация об авторах

Шульга И. И. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, e-mail: shulga.61@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0001-5994-7678