Логистический подход в управлении образовательной организацией

Научная статья

УДК 371.1

doi: 10.15293/1812-9463.2201.02

Кохан Наталья Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, nkokhan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3735-4382

Старшинин Александр Владимирович

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619, г. Санкт-Петербург, Россия,
starshinin_a_v@school619.ru, https://orcid.org/0000-0002-6737-052Х

АннотацияВ статье рассмотрена возможность использования логистического подхода в управлении образовательной организацией. Для обеспечения оптимальных условий управления показана значимость учета потоков, которые образуются в процессе деятельности образовательной организации: материальные, информационные, кадровые, учебные, финансовые. Цель публикации – обосновать необходимость и возможность использования логистического подхода в оперативном и стратегическом управлении образовательной организацией. Основная идея заключается в раскрытии взаимосвязи логистики и инноваций в системе образовательного менеджмента через характеристику принципов, функциональных областей и видов потоков в образовательной организации. Применение логистического подхода способно повысить эффективность управления образовательной организацией. Актуальные вопросы использования логистического подхода в управлении образовательной организацией представлены в контексте определений ключевых понятий и функциональных направлений. Анализируются компоненты и последовательность использования образовательной логистики в управлении, смысловое разнообразие определений понятия «образовательная логистика». Представлен сопоставительный анализ методологических идей относительно применения логистического подхода в управлении образовательной организацией. Дано описание системы логистики и потоков, связанных с ресурсами в образовательной организации. Раскрывается специфика и преимущества использования логистического подхода в управлении образовательной организацией.

Ключевые слова: логистика, логистический подход, поток, образовательная логистика, функциональная область, вид потока, логистические функции

Для цитирования: Кохан Н. В., Старшинин А. В. Логистический подход в управлении образовательной организацией // Вестник педагогических инноваций. 2022.
№ 1 (65). С. 1321.

текст

Список источников

1. Бородачев А. В. Модель личностно-ориентированной образовательной логистики как гуманитарная антропопрактика образовательной организации // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей победителей III международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 29–33.

2. Ефремова Н. Ф. Логистические процессы в образовании. Теория и практика в управлении качеством обучения. – М.: Норма, 2014. – 87 с.

3. Захарова С. П. К сущности понятия «образовательная логистика» // Учитель и время. – 2015. – № 10. – С. 79–82.

4. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 74 с.

5. Лившиц В. Педагогическая логистика // Полисветие. Кохтла-Ярве. – 2007. –
№ 1. – С. 11–14.

6. Наумчик В. Н. Образовательная логистика как интегральный инструмент удовлетворения запросов государства, общества, личности // Современное образовательное пространство: психологическое благополучие и культура безопасности: сборник докладов межрегиональной конференции с международным участием. – 2017. –
С. 95–107.

7. Серышев Р. В. Логистика процессов образовательного комплекса // Реформы в России и проблемы управления – 2017: материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. – 2017. – С. 140–142.

8. Трофимова О. А. Логистический подход к системе управления в сфере образования // Образование и наука. – 2010. – № 10 (78). – С. 42–48.

9. Трофимова О. А. Обоснование применения логистического подхода к системе управления в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 1. – С. 51–54.

10. Трофимова О. А. Образовательная логистика как основа управления образовательной организацией // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 8. –
С. 38–42.

11. Трофимова О. А., Захарова Л. А. Логистический подход к управлению потоками в образовательных учреждениях // Экономика и менеджмент образования. – 2014. –
№ 2. – С. 84–88.

12. Управление образовательными системами / под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Проспект, 2002. – 77 с.

13. Филонов Н. Г. Логистизация образовательного процесса // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2015. – № 5 (158). – С. 27–33.

14. Фирсова И. А. Современные инструменты управления образовательной организацией // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2019. – № 2. –
С. 124–129.

15. Хавроничев В. И. Логистический подход к принятию решений в образовательной организации // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. – 2015. –
№ 2. – С. 192–196.

Информация об авторах

Кохан Н. В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Института дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, e-mail: nkokhan@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0003-3735-4382

Старшинин А. В. – выпускник магистерской программы «Образовательный менеджмент», Новосибирский государственный педагогический университет, педагог дополнительного образования, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619, г. Санкт-Петербург, e-mail: starshinin_a_v@school619.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0002-6737-052X