Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) в методике преподавания иностранных языков

УДК 811.161.1+371

doi: 10.15293/1812-9463.2201.05

Федотова Нина Леонидовна

Санкт-Петербургский государственный университет, г. С.-Петербург, Россия,
n.fedotova@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3470-0262

Ши Цзеся

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, st103108@student.spbu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8861-950X

АннотацияВ статье представлен CLIL как метод решения проблем студентов-нефилологов в процессе формирования профессиональной компетенции. Рассматриваются различные определения понятия CLIL, анализируются особенности предметно-языкового интегрированного обучения в методике преподавания иностранных языков на основе мнений ряда ученых и сравнения между CLIL и аналогичным термином CBI. Выделяются основные компоненты CLIL – 4С: содержание, коммуникация, познание и культура, а также три разновидности языка, связанные с ним, включая язык обучения, язык для обучения и язык через обучение. Кроме того, описываются преимущества CLIL с точки зрения используемых материалов на занятиях, инструментального природы иностранного языка и развития языковой личности и способностей учащихся. Основная идея статьи заключается в том, что CLIL может быть использован в качестве эффективного средства для обучения студентов-нефилологов иностранным языкам благодаря своим особенностям и преимуществам перед традиционным обучением. Цель статьи – уточнить понятие CLIL в методике преподавания иностранных языков и углубить его понимание, чтобы правильно использовать его на занятиях по специальным предметам для повышения качества обучения иностранных студентов-нефилологов. CLIL считается перспективным в обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: обучение, иностранный язык, профессиональные знания, CLIL, 4C, языковой треугольник, язык специальности, инновационная технология.

Для цитирования: Федотова Н. Л., Ши Цзеся. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) в методике преподавания иностранных языков // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 3848.

текст

Список источников

1. Арпентьева М. Р. Глубинное и поверхностное обучение в подготовке современных экономистов // Математическая подготовка студентов экономических направлений: материалы междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. –
С. 9–17.

2. Глухий Я. А., Ростовцева В. М. Обучение языку специальности в контексте развития профессиональных компетенций // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6 (108). – С. 104–107.

3. Григорян С. А., Лебедева Е. А. Особенности внедрения модели интегрированного овладения содержанием обучения и иностранным языком в российскую образовательную систему // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2014. – № 5 (48). – С. 17–21.

4. Качкина И. И., Мишланова С. Л. Особенности предметно-языкового интегрированного обучения английскому языку учащихся начальной школы (на примере межпреметного обучения: окружающий мир и английский язык) // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур: сб. ст. молодых ученых: в 2 ч. – Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2018. – С. 323–332.

5. Матухин Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. – 2011. –
№ 2 (14). – С. 121–129.

6. Намычкина Е. В. Методика CLIL в преподавании английского языка для профессионального общения в вузах пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. – 2021. – № 1. – С. 62–66.

7. Салехова Л. Л., Данилов А. В. CLIL-интегрированное предметно-языковое обучение: концептуальная идея, преимущества, модели // Казанская наука. – 2015. –
№ 12. – С. 226–229.

8. Скляр Е. С. К вопросу о профессионально ориентированных пособиях по русскому языку для иностранных учащихся // Карельский научный журнал. – 2018. –
№ 4 (25). – С. 39–41.

9. Токмакова Ю. В. Особенности применения технологии CLIL при обучении иностранному языку // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы нац. науч.-практ. конф. – Воронеж: Изд-во ВГАУ, 2020. – С. 328–332.

10. Хохлова Г. А., Пискунова С. В. Проблемы обучения дисциплине «Русский язык специальности» иностранных студентов экономического профиля // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 12 (058). – С. 188–193.

11. Cenoz J. Content-based instruction and content and language integrated learning: The same or different? // Language, culture and curriculum. – 2015. – Vol. 28 (1). –
Pp. 8–24.

12. Cummins J. BICS and CALP: Empirical and theoretical status of the distinction // Encyclopedia of language and education. – 2008. – Vol. 2 (2). – Pp. 71–83.

13. Cummins J. Language, power and pedagogy. Bristol, – MA: Multilingual Matters, 2000. – 320 p.

14. Guduru R. K. Enhancing ESL Learners’ Idiom Competence: Bridging the Gap between BICS and CALP // International Journal of Social Sciences & Education. – 2011. – Vol. 1 (4). – Pp. 540–556.

15. Hussain S. It’s Never too Late to Mend: Potentials of CLIL Pedagogical Approach to Internationalize Ethiopian Journalism Education // Creative Education. – 2019. –
Vol. 10 (10). – Pp. 2246–2269.

16. Krashen S. We acquire vocabulary and spelling by reading: Additional evidence for the input hypothesis // The Modern language journal. – 1989. – Vol. 73 (4). – Pp. 440–464.

17. Kwangsawad T., Yawongsa P. Bridging the gap between CLT and CBI theory and practice // Educationist. – 2009. – Vol. 3 (2). – Pp. 83–89.

18. Marsh D., Hood P. Content and language integrated learning in primary East Asia contexts (CLIL PEAC) // The proceeding of primary innovations regional seminar, BANGKOK 2008, Bangkok, Thailand, Mar., 2008: A Collection of Papers. – Bangkok, 2008. – Pp. 43–50.

19. Prtljaga J., Gojkov A. Foreign language preschool teachers education // The education at the crossroads-conditions, challenges, solutions and perspectives, BITOLA 2018, Bitola, Republic of Macedonia, 10–11 nov., 2017: Conference Proceedings. – Bitola, 2018. – Pp. 193–198.

Информация об авторах

Федотова Н. Л. – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, г. С.-Петербург, e-mail: n.fedotova@spbu.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0002-3470-0262

Ши Цзеся  аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, e-mail: st103108@student.spbu.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0001-8861-950X