УДК 378
doi: 10.15293/1812-9463.2201.07
Бороненко Татьяна Алексеевна
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, kafivm@lengu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2265-3531
Федотова Вера Сергеевна
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, vera1983@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1974-5809
Аннотация. Цель исследования состоит в определении роли интерактивных учебных материалов в улучшении организации учебного процесса. Интерактивные учебные материалы визуализируют теоретический материал (наглядное представление сложных и недоступных явлений и процессов); облегчают восприятие учебного материала (нелинейность представления учебного контента), являются дополнительными источниками информации; создают насыщенную интерактивную виртуальную среду (диалогичность, дополнение и расширение учебного материала, неограниченный доступ к необходимой информации); являются основой для организации самостоятельной работы школьников, способствуют прочному закреплению учебного материала; моделируют учебные ситуации в онлайн-среде (вовлечение школьников в активный учебный процесс, использование виртуальных тренажеров); расширяют спектр видов групповой работы для получения опыта коммуникации; составляют методическое обеспечение интерактивных форм обучения (мозговой штурм, дидактические, ситуационно-ролевые игры, тренинги и др.); позволяют индивидуализировать процесс обучения за счет выбора сложности интерактивного задания; обеспечивают интенсификацию обратной связи. Продемонстрированы приемы создания и использования учителем цифровых сервисов для разработки интерактивных учебных материалов и их применения при изучении учебных предметов гуманитарного цикла. Приведены примеры использования различных онлайн-сервисов для разработки интерактивных учебных материалов. Сделан вывод о методически обоснованном создании и использовании учителем интерактивных учебных материалов в профессиональной деятельности. Это обеспечивает успешное освоение школьниками учебного материала, способствует улучшению понимания и запоминания содержания сложных тем, сокращает время восприятия теоретического материала, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные учебные материалы, учитель, цифровая образовательная среда, цифровой инструмент.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ
в рамках научного проекта № 19-29-14185 мк
Для цитирования: Бороненко Т. А., Федотова В. С. Приемы создания и использования интерактивных учебных материалов в профессиональной деятельности учителя // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 60–73.
Список источников
1. Ваганова О. И., Воронина И. Р., Лошкарева Д. А. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – № 9. – С. 135–139.
2. Волкова Л. В., Занина К. А. Интерактивные методы обучения младших школьников: алгоритм проектирования интерактивного задания // Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – № 1. – С. 56–71.
3. Воротникова И. В. Повышение интерактивных методов в обучении // Образование и право. – 2019. – № 4. – С. 191–198.
4. Гордеева И. В. Повышение внутренней мотивации обучающихся через применение интерактивных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 12–2. – С. 87–92.
5. Зайцева С. А., Беляева Т. К., Аникина Т. Н. Особенности построения профильного интерактивного онлайн курса для психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72–1. – С. 101–104.
6. Иванова М. М., Кротов Д. П. Развитие познавательного интереса обучающихся в средней школе на основе применения интерактивных заданий-тренажеров // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72–3. – С. 129–133.
7. Кондаурова И. К., Захарюта Ю. Д. Интерактивный музей математики // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – № 9. – С. 98–107.
8. Орехова Ю. М. Применение технологии интерактивного обучения на разных этапах практического занятия по иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2021. –
№ 2. – С. 217–221.
9. Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4. –
С. 1–19.
10. Ровина Е. Е. Интерактивные элементы на учебных занятиях: несколько увлекательных идей и примеры применения // Образование и право. – 2021. – № 1. –
С. 244–247. doi: 10.24411/2076-1503-2021-00041.
11. Хаитов У. Х. Использование интерактивных методов на уроках математики // Проблемы современного образования. – 2021. – № 6. – С. 240–247.
12. Шань Пин Общие тенденции в применении интерактивного обучения в России и Китае // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 4. – С. 308–311.
13. Яшина Т. Р., Чернякова Ю. С. Интерактивные методы обучения чтению на уроках английского языка в средней школе // Концепт. – 2021. – № 4. – С. 34–45. doi: 10.24412/2304-120X-2021-11020.
14. Mweene P., Muzaza G. Implementation of Interactive Learning Media on Chemical Materials // Journal Educational Verkenning. – 2020. – no. 1. – pp. 8–13.
15. Rachmadtullah R., Ms Z., Sumantri M. S. Development of computer-based interactive multimedia: study on learning in elementary education // International Journal of Engineering & Technology. – 2018. – no. 7 (4). – pp. 2035–2038. doi: 10.14419/ijet.v7i4.16384.
16. Sanmugam M., Selvarajoo A., Ramayah B., Lee K. W. Use of nearpod as interactive learning method // INTED2019 Proceedings. – 2019. – no. 1. – pp. 8908–8915.
Информация об авторах
Бороненко Т. А. – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, e-mail: kafivm@lengu.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0003-2265-3531
Федотова В. С. – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, e-mail: vera1983@yandex.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0002-1974-5809