УДК 159.9+316.6+371
doi: 10.15293/1812-9463.2201.09
Андронникова Ольга Олеговна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, andronnikova_69@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1756-7682
Аннотация. Киберзапугивание на протяжении всей образовательной жизни продолжает оставаться серьезной проблемой для части учащихся. Несмотря на множество высококачественных исследований, проведенных за три десятилетия, проблема по-прежнему актуальна и требует безотлагательного решения. Настоящая статья посвящена изучению природы и распространенности киберзапугивания, потенциально полезных вмешательств его профилактики и коррекции последствий. В статье дан обзор современных представлений о киберзапугивании, механизмах кибервиктимизации, последствий для участников. Приведены результаты исследования распространенности кибербуллинга с использованием сети интернет, в рамках которого была оформлена гугл форма с вопросами о кибербуллинге. В исследовании приняли участие 156 участников, распределенных на три группы: школьники старших классов (14–17 лет) – 65 человек (Г1), учащиеся профессиональных училищ (14–17 лет) –
46 человек (Г2), студенты вуза (17–19 лет) – 45 человек (Г3). Результаты показывают распространенность киберзапугивания во всех возрастных группах, не зависимо от типа обучения. Это опосредует необходимость мероприятий по профилактике киберзапугивания и разработку технологий коррекции состояния жертв.
Ключевые слова: киберзапугивание, буллинг, виктимизация, факторы и последствия кибербуллинга, образовательная среда, профилактика кибербуллинга.
Для цитирования: Андронникова О. О. Распространенность кибербулинга в образовательной среде // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 83–93.
Список источников
1. Андронникова О. О. Онтогенетическая виктимизация личности в ситуации социальнопсихологической депривации ребенка // Перспективы науки и образования. 2019. – № 2 (38). – С. 229–239. doi: 10.32744/pse.2019.2.17
2. Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf
3. Щипанова Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII международной научно-практической конференции, 10–13 марта 2015 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т [и др.]. – Екатеринбург, 2015. – С. 619–623.
4. Arafa A., Senosy S. Pattern and correlates of cyberbullying victimization among Egyptian university students in Beni-Suef, Egypt // The Journal of the Egyptian Public Health Association. – 2017. – Vol. 92 (2). – Pp. 107–115. doi: https://doi.org/10.21608/epx.2018.8948
5. Audrin C., Blaya C. Psychological Well-Being in a Connected World: The Impact of Cybervictimization in Children’s and Young People’s Life in France // Frontiers in psychology, 2020 – Vol. 11. – Pp. 1427. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01427
6. Boulton M., Lloyd J., Down J., Marx H. Predicting Undergraduates’ Self-Reported Engagement in Traditional and Cyberbullying from Attitudes // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2012 – Vol.15. – Pp. 141–147.
7. Cassidy W., Faucher C., Jackson M. Cyberbullying at University in International Contexts. Routledge; London, UK. 2018.
8. Colliety P., Royal C., Cowie H. The unique role of the school nurse in the holistic care of the bully // Br. J. Sch. Nurs. 2016. – Vol. 11. – Pp. 443–449. doi: 10.12968/bjsn.2016.11.9.443.
9. Condeza R., Gallardo G., Pérez P. R., Gallardo G., Pérez P. R. Experiences of Cyberbullying at a Chilean University: The Voices of Students. URL: https://www.taylorfrancis.com/
10. Cowie H., Myers C.-A. Bullying among University Students: Cross-National Perspectives. Routledge; London, UK. 2016.
11. Faucher C., Jackson M., Cassidy W. Cyberbullying among University Students: Gendered Experiences, Impacts, and Perspectives. URL: https://www.hindawi.com/journals/edri/2014/698545/
12. Ferrara P., Ianniello F., Villani A. et al. Cyberbullying a modern form of bullying: let’s talk about this health and social problem // Ital J Pediatr 2018. – Vol. 44. – Pp.14. DOI: https://doi.org/10.1186/s13052-018-0446-4
13. Finne J., Roland E., Svartdal F. Relational rehabilitation: Reducing the harmful effects of bullying // Nord. Stud. Educ. 2018. – Vol. 38. – Pp. 352–367. doi: 10.18261/issn.1891-2018-04-05.
14. Hamm M. P., Newton A. S., Chisholm A., Shulhan J., Milne A., Sundar P. et al. Prevalence and effect of cyberbullying on children and young people: a scoping review of social media studies // JAMA Pediatr. 2015. – Vol. 169 (8) – Pp. 770–7.
15. Jenaro C., Flores N., Frías C. P. Systematic review of empirical studies on cyberbullying in adults: What we know and what we should investigate // Aggress. Violent Behav. 2018. – Vol. 38. – Pp. 113–122. doi: 10.1016/j.avb.2017.12.003.
16. Krešić Ćorić M., Kaštelan A. Bullying through the Internet – Cyberbullying // Psychiatria Danubina, 2020. – Vol. 32 (Suppl 2). – Pp. 269–272.
17. Larranaga E., Yubero S., Navarro R., Ovejero A. Cyberbullying at University in International Contexts. Routledge; New York, NY, USA: 2019. From traditional bullying to cyberbullying: Cybervictimization among higher education students; pp. 99–111.
18. Lindfors P. L., Kaltiala-Heino R. & Rimpelä A. H. Cyberbullying among Finnish adolescents – a population-based study // BMC Public Health, 2012. – Vol. 12. Pp. 1027. https://doi.org/10.1186/1471-2458-12-1027
19. Myers C. A., Cowie H. Cyberbullying across the Lifespan of Education: Issues and Interventions from School to University // International journal of environmental research and public health, 2019. – Vol. 16 (7). – Pp. 1217. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph16071217
20. Olweus D. Cyberbullying: An overrated phenomenon? // Eur. J. Dev. Psychol. 2012. – Vol. 9. – Pp. 520–538. doi: 10.1080/17405629.2012.682358
21. Pörhölä M. Do the Roles of Bully and Victim Remain Stable from School to University? Theoretical Considerations. Routledge; London, UK: 2016.
22. Purdy N., York L. A critical investigation of the nature and extent of cyberbullying in two post-primary schools in Northern Ireland // Pastor. Care Educ. 2016. – Vol. 34. – Pp.13–23. doi: 10.1080/02643944.2015.1127989.
23. Ranney M. L., Pittman S. K., Moseley I., Morgan K. E., Riese A., Ybarra M., Cunningham R., Rosen R. Cyberbullying Prevention for Adolescents: Iterative Qualitative Methods for Mobile Intervention Design // JMIR formative research, 2021. – Vol. 5 (8). – Pp. e25900. DOI: https://doi.org/10.2196/25900
24. Rao J., Wang H., Pang M., Yang J., Zhang J., Ye Y., Chen X., Wang S., Dong X. Cyberbullying perpetration and victimisation among junior and senior high school students in Guangzhou, China. // Injury prevention: journal of the International Society for Child and Adolescent Injury Prevention, 2019. – Vol. 25 (1). – Pp. 13–19. DOI: https://doi.org/10.1136/injuryprev-2016-042210
25. Rivers I. Bullying Among University Students: Cross-national Perspectives. Routledge; London, UK: 2016. Homophobic and transphobic bullying in universities;
pp. 48–60.
26. Schenk A. M., Fremouw W. J. Prevalence, psychological impact, and coping of cyberbully victims among college students // J. Sch. Violence. 2012. – Vol. 11. – Pp. 21–37. doi: 10.1080/15388220.2011.630310.
27. Schultze-Krumbholz A., Gobel K., Scheithauer H., Brighi A., Guarini A., Tsorbatzoudis H., Barkoukis V., Pyzalski J., Plichta P., Del Rey R., et al. A Comparison of Classification Approaches for Cyberbullying and Traditional Bullying Using Data from Six European Countries// J. Sch. Violence. 2015. – Vol. 14. – Pp. 47–65. doi: 10.1080/15388220.2014.961067.
Информация об авторах
Андронникова О. О. – кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, e-mail: andronnikova_69@mail.ru, orcid: https://orcid.org/0000-0002-1756-7682