Этноориентированные приемы обучения русскому языку как иностранному арабоговорящих обучающихся

УДК 372.881.161.1

DOI: 10.15293/1812-9463.2302.11

Бражник Лена Мирзаяновна

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Галиев Ленар Мирзанурович

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Галиуллин Радик Рамилевич

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Тарасов Александр Михайлович

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

Шакирова Лариса Рамилевна

Набережночелнинский государственный педагогический университет,
г. Набережные Челны, Россия

АннотацияСтатья посвящена рассмотрению вопросов преподавания русского языка как иностранного в арабоговорящей аудитории с ориентацией на этнопсихологические, этнокультурные и этноязыковые особенности обучающихся. Цель исследования – представить результаты работы на предвузовском этапе и продемонстрировать принципы этноориентированного подхода в обучении русскому языку как иностранному. Этноориентированный подход в обучении русскому языку как иностранному позволит преподавателям: понимать и принимать этнопсихологические и этнокультурные особенности арабоговорящих обучающихся, определять эффективность наиболее приемлемых для представителей данного этноса приемов обучения, решать проблемы адаптации в новой социо- и лингвокультурной среде, выявлять трудности, с которыми сталкиваются представители арабских стран при овладении русским языком. Использование форм и средств организации учебного процесса, отвечающих этнопсихологическим, этнокультурным и этноязыковым особенностям арабского контингента обучающихся, минимизирует трудности их адаптации к русской образовательной среде и к русской культуре.

Ключевые словарусский язык как иностранный, методика преподавания, этно-ориентированные приемы, арабский контингент обучающихся.

Для цитирования: Бражник Л. М., Галиев Л. М., Галиуллин Р. Р., Тарасов А. М., Шакирова Л. Р. Этноориентированные приемы обучения русскому языку как иностранному арабоговорящих обучающихся // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 2 (70). С. 113–123. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.11

Текст

Список источников

1. Аббас Ясин Хамза. Лингвоориентированная методика преподавания русского языка как иностранного в арабской аудитории // Мир русского слова. – 2009. – № 4. – С. 86–90.

2. Али Анвар Абдуль-Рида. Методика обучения употреблению русских предлогов на занятиях по русскому языку как иностранному в арабской аудитории: дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 353 с.

3. Андриенко Н. И. Учет национально-культурной специфики арабских учащихся на начальном этапе обучения РКИ // Экология языка и коммуникативная практика. – 2017. – № 2. – С. 144–149.

4. Бражник Л. М., Галиуллин Р. Р., Калинин К. А. Коммуникативная направленность обучения русскому языку как иностранному слушателей подготовительного отделения // Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы: сборник трудов международной конференции (Казань, 18–19 ноября 2021 г.). – Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. – С. 22–25.

5. Галиуллин Р. Р., Тарасов А. М. Русский язык как иностранный. Сборник заданий: учебно-методическое пособие. – Казань: Школа, 2022. – 52 с.

6. Гатауллина Л. К. К проблеме обучения РКИ учащихся с родным арабским языком на начальном этапе предвузовской подготовки // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 23. – С. 275–278.

7. Кротова Т. А. Этноориентированная система лингвокультурной адаптации арабских учащихся в практике обучения РКИ: дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 243 с.

8. Мохаммед М. Х., Рыбаков М. А. Сравнительная характеристика падежных систем русского и арабского языков // Филология: научные исследования. – 2020. – № 9. – С. 11–17.

9. Пугачёв И. А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного: монография. – М.: Изд-во РУДН, 2011. – 284 с.

10. Пугачёв И. А., Карапетян Н. Г. Обучение основам методики преподавания русского языка как иностранного студентов-нефилологов: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2018. – 151 с.

11. Романов Ю. А., Соловьева Л. В. Этнометодика в преподавании РКИ арабским студентам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2015. – № 4. – С. 42–50.

12. Степанов Р. В., Кузьмин В. А. Арабский язык: начальный курс: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. – 64 с.

13. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. – М.: Изд-во МАДИ, 2015. – 132 с.

14. Шабаайти И., Гао Л. Этноориентированное обучение в системе методики преподавания РКИ // Kant. – 2021. – № 2 (39). – С. 441–446.

15. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под ред. В. С. Библера. – Кемерово: АЛЕФ, 1993. – 416 с.

Информация об авторах

Бражник Лена Мирзаяновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3066-7899, l-brazhnik@bk.ru

Галиев Ленар Мирзанурович – кандидат социологических наук, начальник управления международных связей, директор Центра открытого образования, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-9524-1696, glen_len@mail.ru

Галиуллин Радик Рамилевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и татарской филологии, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5512-3548, r.galiullin@mail.ru

Тарасов Александр Михайлович – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5194-7032, alex_16-16@mail.ru

Шакирова Лариса Рамилевна – директор института дополнительного профессионального образования, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия, lara.shakirova.2013@mail.ru

Вклад автороввсе авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку статьи к публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила: 06.02.2023; одобрена после рецензирования: 28.04.2023; принята к публикации: 15.05.2023.