Роль предмета «История (История России. Всеобщая история)» в воспитании студентов негуманитарных специальностей

Научная статья

УДК 378.02 + 37.035.4

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.01

 

Кокоулин Владислав Геннадьевич

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия

Иващенко Яна Сергеевна

Новосибирский государственный педагогический университет;
Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье анализируется изменение представлений о задачах учебной дисциплины «История» в современном вузе по сравнению с советским периодом, когда преподавание истории носило ярко выраженный идеологический характер. Как отмечается в статье, в настоящее время учебная дисциплина «История» выполняет две задачи: формирование исторической памяти и воспитание патриотизма. Однако по ряду причин потенциал учебной дисциплины «История» оказался не полностью реализованным для решения воспитательных задач. Авторы статьи показывают возможности использования учебной дисциплины «История» в организации воспитательной работы не только во внеучебной деятельности, но и в ходе образовательного процесса. Анализируется потенциал учебной дисциплины история для духовно-нравственного воспитания и профилактики национализма и религиозного экстремизма. Авторы приходят к выводу, что учебная дисциплина «История» сама обладает значительным воспитательным потенциалом, для использования которого в воспитательной работе необходимо переработать план воспитательной работы и изменить наполнение базового курса «история» для студентов негуманитарных специальностей.

Ключевые словаистория, воспитание, патриотизм, профилактика экстремизма
и национализма, духовно-нравственное воспитание.

Для цитированияКокоулин В. Г., Иващенко Я. С. Роль предмета «История (История России. Всеобщая история)» в воспитании студентов негуманитарных специальностей // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 5‒13https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.01

текст

Список источников

1. Данилевский Н. И. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. – М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2000. – 400 с.

2. Задора А. Преподавание истории: чувствительные вопросы и конструирование идентичности во Франции // Конфликтология. Nota Bene. – 2018. – № 1. – С. 36–50.

3. Ильин Е. В. Военная тематика в учебном курсе «Отечественная история» (опыт преподавания истории на химическом факультете СПбГУ) // 2012 год – год истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях. – СПб.: Изд-во ООО «Скифия-принт», 2014. – С. 84–88.

4. Калач Е. В. Преподавание истории России и истории профессии как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса вуза // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2013. – Т. 2. –
№ 1 (2). – С. 84–86.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М.: Наука, 1992. – Т. IV. – 478 с.

6. Кокоулин В. Г., Михалин В. А. Отечественная история и воспитание патриотизма // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 175–177.

7. Сабирова Д. К. История формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов технического профиля в процессе преподавания истории в вузе // Вестник Казанского государственного технического университета. – 2012. – № 1. –
С. 169–173.

8. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времён до конца XVII в. Учеб. для 10 кл. 3-е изд. – М.: Изд-во «Просвещение», 1997. – 303 с.

9. Усова М. Т., Иващенко Я. С. Гуманитарное знание в системе ценностей студентов технических вузов России // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. редакторы
Е. Л. Сорокина, Н. А. Одинокова. – Новосибирск, 2021. – С. 75–79. DOI: 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_75

10. Усова М. Т. К проблеме эстетизации высшего образования // Информационные войны: социально-этические, эстетические, антропологические аспекты и технологии противодействия. Материалы Всероссийской научной конференции / под науч. ред. В. Ш. Сабирова, 2015. – С. 174–185.

11. Халявин Н. В. Несколько слов о проблемах преподавания истории в высшей школе (из опыта преподавателя отечественной истории) // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона. – 2015. – № 1. – С. 154–158.

12. Ходырева Е. А. Воспитательная деятельность вузов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 3. – С. 121–125.

13. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. – М.: Изд-во «Канон+», 2001. – 400 с.

14. Шибанова Е. К. Моделирование системы высшего образования: зарубежный опыт и российские тенденции // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. [Электронный ресурс] – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20877 (дата обращения 21.01.2022).

15. Штейнер-Хамси Г. Способы отражения в учебных планах и учебниках географических и цивилизационных аспектов многокультурного общества. // Преподавание истории в культурном обществе и пограничных территориях. – Хабаровск: [б.и.], 1999. – С. 41–46.

16. Яманова С. М., Иващенко Я. С. Трансформации системы ценностей современной молодежи России в контексте системы образования // Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
В 2-х частях / Ответственный редактор Е. Л. Сорокина. – 2018. – С. 179–182.

Информация об авторах:

Кокоулин Владислав Геннадьевич – доктор исторических наук, профессор, кафедра истории и теории государства и права, Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6375-0173, E-mail: kwladislaw@yandex.ru

Иващенко Яна Сергеевна – доктор культурологии, профессор, кафедра управления образованием, Новосибирский государственный педагогический университет; профессор, кафедра истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5721-9634, E-mail: iva_ya@mail.ru