Формирующее оценивание как механизм достижения планируемых образовательных результатов: профессиональная готовность педагогов

Научная статья

УДК 378

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.04

Золотовицкая Юлия Юрьевна

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, Республика Алтай,
г. Горно-Алтайск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены современные условия формирования ключевых компетенций, которые необходимы и востребованы в XXI веке в соответствии с задачами государственной политики в области образования. Анализ показал, что обеспечение качества образования возможно путем разработки системы их оценки с помощью новых, динамичных решений, в том числе через внедрение одной из образовательных технологий – формирующего оценивания. При этом отмечается важность создания условий для профессионального развития педагогов в части овладения технологией формирующего оценивания. В работе используются результаты регионального исследования «Отношение педагогов Алтайского края к освоению технологии формирующего оценивания». Приведены примеры вопросов, на которые в рамках исследования отвечали педагоги общеобразовательных организаций. Сделаны выводы по каждой позиции обсуждаемых вопросов. На основании результатов исследования, проведенного среди педагогов общеобразовательных организаций Алтайского края, автором, в составе коллектива, разработано учебное пособие «Тропами формирующего оценивания».

Ключевые слова: формирующее оценивание, образовательные результаты, качество образования, образовательная технология, техники оценивания, профессиональные компетенции, профессиональное развитие.

Для цитирования: Золотовицкая Ю. Ю. Формирующее оценивание как механизм достижения планируемых образовательных результатов: профессиональная готовность педагогов // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 2936. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.04

текст

Список источников

1. Бородкина Н. В., Тихомирова, О. В. Учимся формирующему оцениванию: рабочая тетрадь для педагогов; под общ. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2017. – С. 60. (Федеральные государственные образовательные стандарты).

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – С. 40.

3. Золотарева А. В., Евладова Е. Б. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: учебно-методическое пособие. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2017.

4. Золотарева А. В., Груздев М. В. Дополнительное образование детей в России: перезагрузка в контексте современной государственной образовательной политики // Социальное развитие личности в педагогической теории и практике А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого: история и современность. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ. – 2018. –
С. 19–33.

5. Как школе стать эффективной: управление переходом школы в эффективный режим работы: методическое пособие / под науч. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2021. – С. 198. (Эффективная школа).

6. Кутепова Н. Г. Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности – Челябинск: ЧГПУ. – 2016.

7. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. – Университет Тарту, Нарва. – 2012.

8. Мамчур Ю. Ю., Ольгезер С. В., Бускина А. В. Тропами формирующего оценивания. Учебное пособие. – Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати». – 2018. – С. 116.

9. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. – М.: Логос. – 2010. – С. 264.

10. Тихомирова О. В., Бородкина Н. В. Достижение метапредметных и личностных результатов средствами деятельностного подхода: учебное пособие / под ред.
Н. Ф. Виноградовой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2015.

11. Тихомирова О. В., Бородкина Н. В. Использование формирующего оценивания в учебном процессе: методические рекомендации / под общ. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2017. – С. 78. (Федеральные государственные образовательные стандарты).

12. Тихомирова О. В., Полищук С. М. Педагогические стратегии улучшения качества преподавания в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Учебное пособие: Дневник обучающегося / под общ. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2017. – С. 12.

13. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: методическое пособие. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2007. – С. 244.

14. Холоднова А. Л., Икина Н. Е., Крылова М. Б. Повышение учебной мотивации средствами формирующего оценивания: методические рекомендации. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО. – 2020 – С. 140. (Федеральные государственные образовательные стандарты).

15. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?. – Москва: – 2019. – С. 71.

16. Я – эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы: учебно-методическое пособие / сост. Н. В. Бысик и др. – Москва: Университетская книга. – 2018.

17. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. – М.: Народное образование. – 20. – С. 448.

Информация об авторах

Золотовицкая Юлия Юрьевна – проректор по проектной деятельности, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, Горно-Алтайск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4150-3291, E-mail: yzolotovitskaya@mail.ru