Обучение русскому языку как иностранному в КНР: историко-культурный и методологический аспекты

Научная статья

УДК 378.016+811.161.1

DOI: 10.15293/1812-9463.2202.05

Куратченко Марина Анатольевна

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, Россия

Севастьянова Светлана Климентьевна

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, Россия

Зимина Людмила Олеговна

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Несмотря на длительную историю преподавания русского языка в Китае, единой концепции обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в КНР не разработано. Методики, базирующиеся на образовательных стандартах Китая, не преодолевают культурных и лингвистических барьеров, не обладают объективным лингвострановедческим потенциалом. Кроме того, особенности образовательного стандарта в сфере преподавания РКИ в КНР определяют особенности овладения русским языком. Авторы статьи считают: учебники по РКИ для КНР должны быть разработаны совместно с китайскими коллегами для конкретных образовательных учреждений, учитывать особенности образовательных традиций Китая и России, потребности конкретных групп учащихся, наличие образовательных стандартов двух стран. Для выявления тем, трудностей изучения РКИ, гендерно-возрастных и социально-культурных особенностей обучающихся в КНР предлагается проект анкеты, предназначенной как для учащихся, так и для преподавателей. Проведенные экспертные интервью с российскими и китайскими преподавателями РКИ позволили выявить значительные противоречия на уровне целей, задач и методов обучения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный (РКИ), трудности изучения РКИ в КНР, комплексный подход к обучению, образовательный стандарт, анкетирование, сравнительно-исторический метод.

Для цитирования: Куратченко М. А., Севастьянова С. К., Зимина Л. О. Обучение русскому языку как иностранному в КНР: историко-культурный и методологический аспекты // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 37–46. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.05

текст

Список источников

1. Голик М. Я. Русский язык в Китае: прошлое и настоящее // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (55): В 2-х ч. – Ч. 2. – С. 108–110.

2. Лю Чао, Жань Лин. Развитие с 70-летней историей и нынешнее состояние преподавания русского языка в высших учебных заведениях Китая // История и современность. – 2020. – № 2. – С. 82–95. DOI: 10.30884/iis/2020.02.05.

3. Цыренова М. И. Преподавание русского языка в КНР: проблемы и перспективы (из опыта работы в Цзянсуском педагогическом университете) // Проблемы современного образования. – 2020. – № 3. – С. 132–141. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-3-132-141.

4. 2021全国开设俄语本科专业院校名单 (Список национальных университетов Китая, предлагающих программы бакалавриата, направленные на изучение русского языка в 2021 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.creditsailing.com/GaoKaoZSZY/1442117.html (дата обращения: 04.01.2022).

5. 2022年俄语专业研士研究生院校及专业方向 (Направления магистратуры и аспирантуры по специальности русский язык в 2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/413655176 (дата обращения: 04.01.2022).

6. Чжан Лигуан. Текущее состояние и тенденция развития преподавания русского языка в Китае // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8. – № 1 (26). –
С. 317–319. DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0082.

7. Чэнь Ваньлэй. Методы преподавания русского языка в вузе Китая // София: электронный научно-просветительский журнал. – 2019. – № 1. – С. 104–107.

8. Степанова С. И. Основные различия в системах русского и китайского языков, которые вызывают трудности при обучении русскому языку студентов из Китая // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-во Международного центра научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 198–201.

9. Чжан Сяохуэй, Сергеева Н.Н. Учет особенностей студентов Китая при обучении русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. – 2021. – № 1. – С. 215–219.

10. Гуань Бо. Проблемы обучения русскому языку в Китае // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2019. – № 8 (141). – С. 74–77.

11. Антропова М. Ю., Машкина О. А. Новые тенденции в изучении русского языка в вузах Китая // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. – 2019. – Вып. 1. – С. 90–99. DOI: 10.25586/RNU.V925X.19.01.P.090.

12. Тулунова С. В., Рулиене Л. Н. Преподавание русского языка как иностранного в контексте национальных стандартов качества преподавания в Китае: кросс-культурная восприимчивость // Социокультурное пространство России и зарубежья, образование, язык. – 2021. – № 10. – С. 133–138.

13. Юйсуфу А. Сравнительный анализ учебных программ по русскому языку как иностранному в России и Китае // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (54). – С. 169–178. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-253.

14. Юйсуфу А. Сравнительный анализ учебников русского языка, по которым обучают китайских студентов в России и в Китае (начальный этап) // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. – 2021. – № 4 (57). –
С. 215–220. DOI: 10.26456/vtpsyped/2021.4.215.

15. Куратченко М. А. Формирование идентичности трансформирующихся обществ посредством учебников иностранного языка (на примере КНР) // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1 (92). – С. 170–173. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-192-170-173.

16. Ли Сяотун. К вопросу об оценке учебников базового уровня по русскому языку для китайских студентов-филологов // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 2. –
Ч. 1. – С. 156–167. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-156-167.

17. Чжан Лэй. Анализ преподавания русского языка на фоне культурного обмена между Китаем и Россией // Россия – Китай: диалог в условиях глобализации = 俄罗斯 – 中国:全球化条件下的对话. Сборник статей I Международного российско-китайского симпозиума. – Чита: Изд-во Забайкальского гос. университета, 2019. –
С. 269–274.

18. Чжао Лицзинь. Культурно-языковые различия между Китаем и Россией // Journal of science. Lyon. – 2021. – № 16-1. – С. 58–60.

19. Веснина Л. Е., Кирилова И. В. Образ России в китайских учебных материалах по русскому языку как иностранному: аксиологический аспект // Филологический класс. – 2019. – № 1 (55). – С. 83–88. DOI 10.26170/fk19-01-11.

20. Хань Ли. Изучение русского языка в цинском Китае // Письменные памятники Востока. – 2019. – Т. 16. – № 2, вып. 37. – С. 75–84.

21. Порозов Р. Ю. К вопросу об истории стратегий изучения и преподавания русского языка в Китае: от традиции к инновациям // Политическая лингвистика. – 2021. –
№ 6 (90). – С. 156–161. DOI: 10.26170/1999-2629_2021_06_17.

22. Ло Сяося. Новая модель подготовки специалистов в обучении русскому языку в Китае в новую эпоху // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 1 (29). –
С. 87–92. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-87-92.

23. Русский язык в современном Китае: материалы IX Международной научно-практической конференции. – Чита: Изд-во Забайкальского гос. университета, 2021. – 242 с.

24. Цзян Юань. Об актуальных парадигмах изучения русского языка в Китае // Русский язык: история, диалекты, современность / Отв. ред. Л. Ф. Копосов. – М.: Изд-во Московского гос. областного университета, 2018. – С. 292–295.

25. Ли Хунцзюань. Исследование моделей обучения русскому языку как иностранному // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 5-1. – С. 374–381. DOI: 10.34670/AR.2020.45.4.155.

Информация об авторах

Куратченко Марина Анатольевна – кандидат философских наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, кафедра социальной антропологии и межкультурных коммуникаций, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, Novosibirsk, Russia, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6086-5661, E-mail: kuratchenko-ma@ranepa.ru

Севастьянова Светлана Климентьевна – доктор филологических наук, профессор, кафедра социальной антропологии и межкультурных коммуникаций Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9131-3285, E-mail: sevastyanova-sk@ranepa.ru

Зимина Людмила Олеговна – кандидат филологических наук, доцент, кафедра социальной антропологии и межкультурных коммуникаций, Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8577-9399, E-mail: zimina-lo@ranepa.ru