Научная статья
УДК 316.7+376
DOI: 10.15293/1812-9463.2202.08
Малиновская Марина Павловна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации волонтерской деятельности в инклюзивной дошкольной образовательной организации. Представлен психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности, которая в статье показана как ресурс развития социально-личностных качеств личности дошкольников в условиях инклюзии. Описано эмпирическое исследование, целью которого являлось определение психолого-педагогических условий организации волонтерской деятельности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, направленной на их социально-личностное развитие. В статье представлены результаты вовлечения дошкольников в волонтерскую деятельность, при организации которой были соблюдены такие психолого-педагогические условия, как создание благоприятного климата в группе, учет индивидуально-личностных, возрастных и физических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование их инициативы и творчества, создание ситуаций оказания взаимной помощи между детьми.
Ключевые слова: психолого-педагогический потенциал волонтерской деятельности, волонтерская деятельность дошкольников, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, социально-личностное развитие дошкольников, психолого-педагогические условия организации волонтерской деятельности в инклюзивном образовании.
Для цитирования: Малиновская М. П. Волонтерская деятельность как условие социально-личностного развития дошкольников с ОВЗ // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 64–69. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.08
Список источников
1. Аксенов С. И., Лебедева И. В. Особенности вовлечения детей-инвалидов в волонтерскую деятельность // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 3–10.
2. Богданова Е. В. Добровольчество как форма участия подростков в решении вопросов, затрагивающих их интересы // Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции / отв. ред. А. Г. Филипова. – 2019. – С. 23–27.
3. Бочко К. А. Педагогическая деятельность волонтеров в России и за рубежом: теория и практика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 193. – С. 172–186.
4. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – № 5. – С. 29–32.
5. Желибо М. А. Использование технологии «детское волонтерское движение» как прием активного вовлечения детей в образовательный процесс ДОО // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. Материалы
VI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2020. –
С. 70–74.
6. Зелинская М. Г. Педагогический инструментарий оценки уровня развития инициативности у старших дошкольников на основе волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2021. – № 5. – С. 114–129.
7. Зелко А. С., Масло В. С. Организация волонтерских практик студентов высшей школы в сфере инклюзивного образования // Перспективы науки. – 2021. – № 4 (139). –
С. 30–33.
8. Кожанов И. В., Гордеева О. Н. Теоретические основы социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 5. – С. 177–182.
9. Леоненко Н. О., Каменкова Н. В. Развитие инклюзивной культуры студентов профессиональных образовательных организаций средствами волонтерской деятельности: опыт и перспективы // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 1 (33). – С. 107–114.
10. Логачева Л. Р., Черникова Т. А. Особенности реализации социального развития дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2021. – № 3 (105). –
С. 34–45.
11. Литвинова Т. Н., Кутоманова Г. Н., Абраменко И. М. Досуговое волонтерство – направление добровольческой деятельности в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 7 (34). – С. 3–6.
12. Новикова Ю. О. Добровольчество детей и родителей в дошкольной образовательной организации как механизм формирования социально-нравственной культуры общества // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2018. – № 3 (27). – С. 102–107.
13. Татаринцева Н. Е., Зелинская М. Г. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6. – № 6. – С. 938–943.
14. Трофименко О. И., Трушина Н. В. Организация волонтерского движения в ДОО как одно из направлений нравственного воспитания дошкольников // Педагогический опыт: от теории к практике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / гл. редактор О. Н. Широков. – Чебоксары, 2022. – С. 227–229.
15. Шастина А. Е. Социальные компетенции старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: формирование и управление развитием. – М., 2019. – С. 83.
Информация об авторах
Малиновская Марина Павловна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Институт естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1537-1771, E-mail: malinovskaya-mp@mail.ru