Научная статья
УДК 373
DOI: 10.15293/1812-9463.2203.10
Классов Александр Борисович
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Ступин Андрей Анатольевич
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Ступина Елена Евгеньевна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Каменев Роман Владимирович
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Аннотация: В статье представлен анализ применения дистанционных образовательных технологий в школьном обучении. Показано, что результативность дистанционных образовательных технологий и отношение участников учебного процесса к их применению существенно зависит от общего уровня готовности материально-технической, методической и организационной базы образовательного учреждения к использованию цифровых обучающих материалов и онлайн-сервисов. Проанализированы негативные последствия применения дистанционных образовательных технологий, которые могут повлиять на качество обучения. Рассмотрены возможные направления работы в плане развития информационных технологий, связанные с повышением эффективности электронного обучения. Обращается внимание на то, что цифровая образовательная среда школы должна помогать преподавателю выполнять различные функции (помогать в процессе решения образовательных задач, проводить мониторинг учебных достижений обучающихся, рекомендовать оптимальное учебное воздействие). Уделено внимание психологическому аспекту применения электронного обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, цифровая образовательная среда, цифровизация образования, электронное обучение, экстренное дистанционное обучение.
Для цитирования: Классов А. Б., Ступин А. А., Ступина Е. Е., Каменев Р. В. Анализ проблем внедрения дистанционных технологий в школе // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 103–114. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.10
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках исполнения государственного задания № 073-03-2022-037 от 13.01.2022 г. по проекту «Цифровая трансформация образования: разработка, апробация моделей внедрения дистанционного обучения в образовательных организациях всех уровнях образования».
Список источников
1. Головина О. В., Семенова Т. А., Станулевич О. Е., Царькова Е. А. Пространственное развитие вузов транспортной отрасли: нормы и практики внедрения дистанционных образовательных технологий // Пространственное развитие территорий: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции (Белгород, 25 ноября 2021 г.) / под общ. ред. Е. А. Стрябковой, А. М. Кулик. – Белгород: Эпицентр, 2021. – С. 19–28.
2. García Aretio L. Bosque semántico: ¿educación/enseñanza/aprendizaje a distancia, virtual, en línea, digital, eLearning…? // Revista Iberoamericana de Educación a Distancia. – 2020. – Vol. 23, issue 1. – Pp. 9–28. DOI: http://dx.doi.org/10.5944/ried.23.1.25495
3. Ступин А. А., Ступина Е. Е. Электронное обучение (E-Learning) – проблемы и перспективы исследований // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – № 1. – С. 38–49.
4. Hodges C. B., Moore S., Lockee B. B., Trust T., Bond M. A. The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning [Электронный ресурс]. – URL: http://hdl.handle.net/10919/104648 (дата обращения: 14.04.2022).
5. Montoya S. Nurturing Education at Home in the Midst of a Health Crisis: How SDG Indicator 4.2.3 can Help Guide Where More Support is Needed. – URL: http://uis.unesco.org/en/blog/nurturing-education-home-midst-health-crisis-how-sdg-indicator-4-2-3-can-help-guide-where-more (дата обращения: 14.04.2022).
6. Лобачев С. Л. Некоторые особенности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс в период пандемии [Электронный ресурс] // Научный вестник Крыма. – 2021. – № 5 (34). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47302501 (дата обращения: 26.06.2022).
7. Третьякова Н. В. О проблемных аспектах синхронного и асинхронного форматов обучения в процессе внедрения дистанционных технологий, обусловленных пандемией // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-4. – С. 272–276.
8. Змызгова Т. Р. Внедрение современных образовательных технологий в контексте новых ФГОС на примере дистанционного обучения и кейс-технологий // Математика. Информатика. Компетентностный подход к обучению в вузе и школе: материалы всероссийской научно-практической конференции (Курган, 14 апреля 2015 г.). – Курган: Изд-во КГУ, 2015. – С. 85–88.
9. Сазанова Е. А., Шайдо Ю. А. Проблемы внедрения технологии дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 4 (22). – С. 39–46. DOI: http://dx.doi.org/10.23951/2307-6127-2018-4-39-46
10. Степанова В. Г. О внедрении дистанционно-образовательных технологий // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции (Иркутск, 02–03 марта 2016 г.). – Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2016. – С. 217–220.
11. Чижикова Н. В. К проблеме внедрения дистанционных технологий в процесс обучения иностранным языкам в техническом высшем учебном заведении // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2021. – № 3 (14). – С. 84–89.
12. Каменев Р. В., Ступина Е. Е., Ступин А. А., Классов А. Б., Сартаков И. В. Разработка модели повышения уровня владения сквозными цифровыми технологиями в условиях персонализации образовательных траекторий школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 19–32.
13. Ступин А. А., Ступина Е. Е. Цифровая компетентность педагога в условиях цифровизации образования // Инновации в образовании. – 2021. – № 11. – С. 85–104.
14. Осипова О. П. Внедрение дистанционных образовательных технологий как одна из задач системы повышения квалификации // Методист. – 2009. – № 3. – С. 12–15.
15. Матвеева А. Е. Рекомендации по управлению образовательным процессом в условиях внедрения и реализации дистанционных образовательных технологий // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 51. – С. 86–93.
Информация об авторах
А. Б. Классов – кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, https://orcid.org/0000-0002-6218-1877,
alklas@mail.ru
А. А. Ступин – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, https://orcid.org/0000-0002-2499-0112, aastupin@gmail.com
Е. Е. Ступина – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института физико-математического, информационного и технологического образования, https://orcid.org/0000-0002-9114-344X, stupina.ee@yandex.ru
Р. В. Каменев – кандидат педагогических наук, директор Института физико-математического, информационного и технологического образования, https://orcid.org/0000-0002-9367-3997, romank54.55@gmail.com