Управленческие компетенции в деятельности классного руководителя

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.01

УДК 37.014

 

Кохан Наталья Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. В статье дается обоснование значения управленческих компетенций современного классного руководителя. Наряду с педагогической деятельностью классный руководитель осуществляет и управленческую деятельность, обеспечивая решение задач воспитания. Масштабность и глубина задач, которые решает классный руководитель, подразумевают продуктивное сотрудничество с социумом: родителями
обучающихся, педагогами, социальными партнерами. Цель статьи – раскрыть значение управленческих компетенций в деятельности классного руководителя, показать возможные способы их формирования. Методологической основой статьи явились положения теории воспитательных систем Л. И. Новиковой (классный руководитель как субъект воспитательной системы), теории педагогических систем Н. И. Кузьминой (функциональные компоненты педагогической системы), теории педагогического менеджмента В. П. Симонова, идеи мыследеятельностного подхода П. Г. Щедровицкого. Приводятся уровни функций, которые реализует классный руководитель, примеры управленческих компетенций, способы их формирования в образовательной практике Новосибирского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: классный руководитель, педагогическая деятельность, управление, управленческие компетенции, воспитательная система, педагогическая система.
Для цитирования: Кохан Н. В. Управленческие компетенции в деятельности
классного руководителя // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 5–15. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.01
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2022-037 от 13.01.2022 г.

Текст

Список источников
1. Балобанова Т. Н. Повышение эффективности процесса воспитания через развитие профессиональных компетентностей классных руководителей // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2019. – № 4. – С. 23–26.
2. Ичетовкина Н. М. Историко-педагогический аспект развития системы воспитательной деятельности: от классного наставника к классному руководителю // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2020. – Т. 6 (72), № 1. – С. 25–36.
3. Караковский В. А. Воспитание для всех. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
4. Кардашевский А. Д. Деятельность практиканта в роли классного руководителя в условиях реализации ФГОС // Вестник Северо-восточного федерального универ ситета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2020. – № 1 (17). – С. 5–11.
5. Кувшинкова, И. А. Классный руководитель в воспитательном компоненте ФГОС // Современное образование: наука и практика. – 2020. – № 1 (14). – С. 79–80.
6. Куликова Л. В. Особенности работы классного руководителя в современной школе [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13745 (дата обращения: 15.04.2022).
7. Николина В. В., Лощилова А. А., Аксёнов С. И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5 (53). – С. 569–590. – DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.39
8. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия // Человек. Сообщество. Управление. – 2013. – № 4. – С. 37–52.
9. Пазухина С. В., Декина Е. В. Профессиональное общение классного руководителя: модель развития личности и ее апробация [Электронный ресурс] // Народное об разование. – 2020. – № 3 (1480). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obschenie-klassnogo-rukovoditelya-model-razvitiya-lichnosti-i-eyo-aprobatsiya (дата обращения: 15.04.2022).
10. Рудадова К. А. Воспитание всесторонне развитой личности – основа профессиональной деятельности классного руководителя // Воспитание в современной об разовательной среде: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 26 марта 2019 г.). – СПб.: Изд-во Ленинградского областного института развития образования, 2019. – С. 50–55.14
11. Руководитель класса. Управленец, нацеленный на результат [Электронный ресурс] // Учительская газета – Москва. – 2019. – № 48. – URL: https://ug.ru/rukovoditel- klassa/ (дата обращения: 15.04.2022).
12. Селиванова Н. Л., Степанов П. В., Шакурова М. В. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития [Электронный ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 1 (16). – URL: https://cyberleninka.
ru/article/n/nauchnaya-shkola-l-i-novikovoy-osnovnye-idei-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.04.2022).
13. Селиванова Н. Л. Реалии и возможности деятельности классного руководителя [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realii-i-vozmozhnosti-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya (дата обращения: 15.04.2022).
14. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. – М.: Роспедагентство, 1997. 

15. Хигни Д. Основы проектного менеджмента. Классическое руководство. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 239 с.
16. Щедровицкий П. Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск, 2003. – С. 56–61.

Информация об авторе
Кохан Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, руководитель федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, https://orcid.org/0000-0003-3735-4382,  E-mail: nkokhan@mail.ru