Моделирование траекторий получения и усвоения знаний

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.02
УДК 37.014

Ганичева Антонина Валериановна
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь, Россия
Ганичев Алексей Валерианович
Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены новые, наглядные, достаточно несложные
с вычислительной точки зрения методы вычисления индивидуальных траекторий
обучаемых. Введены показатели, характеризующие эффективность процесса обучения: объем и темп получения знаний, способности учащегося. Эти показатели можно использовать для формирования индивидуальных образовательных траекторий. Для
данных показателей построены эконометрические модели. Показано, как строить модели с использованием фиктивных переменных. На основе таких моделей можно оценивать наличие структурных сдвигов в образовательном процессе. Целью исследования является разработка показателей, характеризующих формирование индивидуальных образовательных траекторий обучаемых и построение эконометрических
моделей регрессионных зависимостей данных показателей от факторного признака (количества учебных часов). Разработанные в статье модели могут применяться для мониторинга учебного процесса с возможностью его корректировки, управления,
а также для прогнозирования его эффективности.

Ключевые слова: процесс обучения, объем знаний, траектория изучения, эконометрическая модель, фиктивные переменные, производительность изучения дисциплины, способности обучаемого.

Для цитирования: Ганичева А. В., Ганичев А. В. Моделирование траекторий получения и усвоения знаний // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 16–24. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.02

Текст

Список источников
1. Барматина И. В., Варакута А. А. Оценка качества образовательной деятельности вуза и подготовки студентов // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 4. – С. 15–22.
2. Баюк О. В., Лозикова И. О. Онтологический подход к разработке базы знаний системы поддержки принятия решения по выбору индивидуальной образовательной траектории // Южно-Сибирский научный вестник. – 2021. – № 5 (39). – С. 29–34.
3. Борисова Е. Качественное моделирование системы образования // The Scientific Heritage. – 2020. – № 51-3 (51). – С. 10–16.
4. Ганичева А. В. Модель менеджмента качества учебных планов // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 4 (83). – С. 37–41.
5. Гасанова Р. Р. Проблема персональных траекторий дополнительного образования педагогов // Профессиональное образование в современном мире. – 2021. – № 11 (3). – С. 88–101. DOI: https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-09
6. Герцен С. М. Индивидуальная образовательная траектория и интерактивные технологии в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология – 2020. ‒ № 4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN420.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
7. Журавлева Н. Н., Луференко А. М., Тарасова И. В. Моделирование внутренней системы оценки качества образования как инструмент управления образовательной организацией // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 3. – С. 5–11.
8. Ибляминова М. Р. Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. –Т. 8, № 4. – С. 368–373.
9. Кравченко А. М. Математическая постановка задачи поиска индивидуальной траектории обучения // Большие данные в образовании: сборник статей по итогам международной конференции (Москва, 29–31 августа 2020 г.). – М.: Экон-Информ, 2020. – С. 28–36.
10. Ларионова Г. А. Проектирование траекторий профессионального развития студентов вузов в курсах математических и естественно-научных дисциплин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2017. – № 1. – С. 71–75.
11. Шаталова А. О. Подход к проектированию индивидуальной траектории обучения студента в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 15, № 1. – С. 103–108. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.12
12. Шеманаева М. А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S12. – С. 43–47. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-traktovkah-termina-individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya (дата обращения: 15.04.2022).

13. de Melo G., Machado A. Educational trajectories. Evidence from Uruguay // International Journal of Educational Research. – 2022. – Vol. 92 (1). – Pp. 110–134. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.09.018
14. Frolova E., Rogach O., Ryabova T. Digitalization of Education in Modern Scientific Discourse: New Trends and Risks Analysis // European Journal of Contemporary Education. – 2020. – Vol. 9 (2). – Pp. 313–336. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.313 

15. Gasanova R. R. The problem of studying individual educational trajectories in additional education of teachers // Professional education in the modern world. – 2020 – Vol. 10 (3). – Pp. 4053–4063. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW2020031
16. Krasnopeeva T. O., Shevchenko A. I., Romanova I. V. How to create individual educational trajectories in the informational educational environment // SHS Web of Conferences. – 2020. – Vol. 87. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700003
17. Pallas A. M. Educational Transitions, Trajectories, and Pathways // Handbook of the Life Course, 2003. – Pp. 165–184. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-306-48247-2_8
18. Parnikova G., Antsupova S. Individual Educational Trajectories in Higher Education Institution – Global Challenges for Regions // International Journal of Educational Research. – 2018. – Vol. 2. – Pp. 110–134. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129105017
19. Spahn A. Digital objects, digital subjects and digital societies: deontology in the age of digitalization. – Information. – 2020. – Vol. 11 (4). – Pp. 228. DOI: https://doi.org/10.3390/INFO11040228

Информация об авторах
А. В. Ганичева – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физи-
ко-математических дисциплин и информационных технологий, https://orcid.org/0000-
0002-0224-8945, TGAN1955@yandex.ru
А. В. Ганичев – доцент кафедры информатики и прикладной математики, alexej.
ganichev@yandex.ru