Воспитательный потенциал института кураторства в педагогическом вузе

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.03
УДК 378.18

Киселев Николай Николаевич
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Целью статьи является анализ воспитательного потенциала института кураторства в педагогическом вузе, определение воспитательных ресурсов основных видов деятельности кураторов студенческих групп. По итогам научно-теоретического анализа института кураторства как субъекта воспитательного пространства педагогического вуза определены различные воспитательные возможности позиции куратора, проанализирован пул ролей и качеств, в которых выступает куратор. В статье также представлены результаты проведенного в Новосибирском государственном педагогическом университете широкого исследования качественных характеристик
института кураторства в целом, в том числе и его воспитательного потенциала. Были исследованы отношения студентов с кураторами академических групп, различия в позициях преподавателя-куратора и старшекурсника-куратора, воспитывающее влияние кураторов на различные аспекты студенческой жизни, отношение студентов к институту кураторства. Кроме того, в статье представлен анализ обязанностей куратора, определенных в положениях о кураторской деятельности в различных вузах
России, где выявлены наиболее распространенные обязанности куратора в вузе.

Ключевые слова: институт кураторства, воспитательный потенциал, педагогический вуз, обязанности куратора, исследование.

Для цитирования: Киселев Н. Н. Воспитательный потенциал института кураторства в педагогическом вузе // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 25–33. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.03
Финансирование. Исследование выполнено в рамках проекта «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания № 073-03-2022-037 от 13.01.2022 г.

Текст

Список источников
1. Баранова Н. А., Баранов А. Е. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: монография. – Тверь: Виарт, 2008. – 148 с.
2. Бейлина Н. С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза //Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – № 2 (11). – С. 33–36.

3. Богачева Е. А. Современный имидж куратора студенческой группы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 339–343.
4. Бородина Е. С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5, № 3. – С. 77–80.
5. Горшкова М. А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе // Преподаватель ХХI век. – 2013. – Т. 1, № 4. – С. 61–66.
6. Калита О. Н. Роль куратора студенческой группы в учебном процессе вуза // Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 399–402.
7. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении // Сибирский педагогический журнал. – 2019. –№ 2. – С. 57–63.
8. Титова Г. Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 10. – С. 82–84.
9. Якушкина М. С. Роль кураторов в личностном и профессиональном определении будущих специалистов – выпускников вуза // Проблемы личностного и профессионального самоопределения будущего специалиста в современных условиях: сборник научных статей / под ред. А. Е. Баранова. – Тверь: Виарт, 2006. – С. 71–79.
10. Bingham C. W., Sidorkin A. M. No education without relation. – NY: Peter Lang, 2004.
11. Bishop P., Hines A. Thinking about the future: Guidelines for strategic foresight. – Washington, DC, 2006.
12. Bonell C., Hinds K., Dickson K., Thomas J. [etc.] What is positive youth development and how might it reduce substance use and violence? A systematic review and synthesis of theoretical literature // BMC Public Health. – 2015. – Vol. 16, issue 1. DOI: https://doi. org/10.1186/s12889-016-2817-3
13. Cunha F. [etc.] Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. – 2006. – Vol. 1. – Pp. 697–812.
14. George J. M. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence // Human relations. – 2000. – Vol. 53, issue 8. – Pp. 1027–1055.
15. Halle T. G., Darling-Churchill K. E. Review of measures of social andemotional development // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2016. – Vol. 45. – Pp. 8–18.

Информация об авторе
Киселев Н. Н. – кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, проректор по воспитательной и социальной работе, https://orcid.org/0000-0003-3637-1965, nikolai_kiselev@mail.ru