Научная статья
DOI: 10.15293/1812-9463.2203.04
УДК 371
Журавлева Наталья Николаевна
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия
Ярославцев Виктор Георгиевич
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия
Аннотация. Статья написана на основе анализа результатов мониторинга показателей системы организации воспитания в Новосибирской области. Важнейший компонент федеральных государственных образовательных стандартов –ориентация на образовательные результаты. Вопрос о системе оценивания личностных результатов – один из ключевых в системе образования и образовательного учреждения. Руководствуясь законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, каждая образовательная организация обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования, разрабатывает и внедряет свою систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, определяет основные направления и цели оценочной деятельности, критерии, процедуры, состав инструментария оценивания, формы представления результатов. Отсутствие в основной образовательной программе оценочных материалов по личностным результатам является нарушением реализации ФГОС основного общего образования и закона «Об образовании РФ». В требованиях к достижению личностных результатов в стандарте и нормативных документах не определен оценочный и диагностический инструментарий. Поэтому, по мнению ученых и практиков, особую сложность вызывает исследование личностных результатов. В данной статье представлен ценностно-ориентированный подход к оценке результатов воспитательной работы в образовательных организациях Новосибирской области, которые можно использовать для достижения личных результатов обучения.
Ключевые слова: модернизация, управление, качество образования, развитие, саморазвитие, мониторинг, личностные результаты, социальное взаимодействие, ценностно-ориентированный подход.
Для цитирования: Журавлева Н. Н., Ярославцев В. Г. Ценностно-ориентированный подход к оценке результатов воспитательной работы в образовательных организациях Новосибирской области // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 34–43. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.04
Список источников
1. Бахмутский А. Е., Писарева С. А. Проектирование системы оценки достижений образовательных результатов школьников: учебно- методическое пособие. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 86 с.
2. Безукладников К. Э., Красноборова А. А., Крузе Б. А. Критериальное оценивание результатов образования. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2012. – 127 с.
3. Битянова М. Р. Развитие ребенка как стратегическая цель образования // Школьный психолог. – 2013. – № 2. – С. 17–19.
4. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74–76.
5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]: учебное электронное текстовой издание. – Екатеринбург: Изд. УГТУ−УПИ, 2006. – URL: http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
6. Гаврилин А. В. Можно ли стандарт образования считать реализацией системного подхода в воспитании? // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2, № 1 (36). – С. 110–115.
7. Имакаев В. Р. Метапредметные и личностные результаты в общем образовании: от декларации к гарантии качества // Школьные технологии. – 2013. – № 2. – С. 10–14.
8. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.instrao.ru/index.php/novosti-i-anonsy/novosti/item/2745-zasedanie-prezidiuma-rossiyskoy-akademii-obrazovaniya (дата обращения: 02.04.2022).
9. Костромина В. Б. Система мониторинга сформированности личностных результатов в основной школе [Электронный документ] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 294–298. – URL: http://e-koncept. ru/2016/56304.htm (дата обращения: 02.04.2022).
10. Круглов В. В. Детское самоуправление в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2, № 1 (36). – С. 125–130.
11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2013. – 420 с.
12. Личностные результаты образования: содержание, показатели, формирование / авт.-сост. Н. П. Ансимова, О. В. Большакова, О. Н. Кащеева и др. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2014. – 106 с.
13. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе [Электронный ресурс]: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Томск, 2008. – 41 с.
14. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Но-
вые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. – СПб.: КАРО, 2015. – 160 с.
15. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 335 с.
16. Педагогический словарь: учеб. пособие / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
Информация об авторах
Н. Н. Журавлева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, https://orcid.org/0000-0002-4080-5343, 2nzhur@mail.ru
В. Г. Ярославцев – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, https://orcid.org/0000-0002-4501-1980, 220455@bk.ru