Условия обеспечения активной познавательной деятельности при использовании дистанционных образовательных технологий для повышения квалификации учителя

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.05
УДК 378.046.4

Величко Анна Николаевна
Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Статья посвящена проблемам использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при повышении квалификации учителей. Интенсивно развиваются информационные технологии, процесс их внедрения в образование наращивает темпы. Требуется осмысление результативности их использования для
повышения квалификации учителей, содержанием которого не является развитие информационной компетентности. Цель исследования заключается в определении условий, обеспечивающих активную продуктивную деятельность слушателей курсов повышения квалификации
учителей при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для формирования профессиональных компетенций и трудовых действий, связанных с систематическим анализом эффективности учебных занятий и подходов к обучению и формированию универсальных учебных действий учащихся. Для выявления условий анализируется опыт реализации дополнительных образовательных программ кафедрой естественно-научного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Методология исследования. В исследовании были использованы методы: изучение педагогической литературы, анкетирование, синтез и обобщение практических результатов. Результаты. Проанализированные данные показывают, что учителя готовы продуктивно работать с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при условии наличия возможности оперативной обратной связи, возможности личного контакта с преподавателем и использования вебинаров, с обеспечением диалогового режима. Учителю важен ответ именно на его вопрос. Следовательно, необходимо обеспечивать интерактивный режим взаимодействия, что является главным условием продуктивной работы при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Еще одним важным условием является обеспечение командного повышения квалификации учителей одной образовательной организации.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации учителя, образование взрослых, продуктивные задания, функциональная грамотность.
Для цитирования: Величко А. Н. Условия обеспечения активной познавательной деятельности при использовании дистанционных образовательных технологий для повышения квалификации учителя // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 44–53. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.05

Текст

Список источников
1. Айзман Р. И., Ковалев В. А. Сравнение эффективности очной и дистанционной форм повышения квалификации преподавателей по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 155–159.
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 90 c.

3. Аскаров А. Д. Значение мониторинга педагогической деятельности учителя в определении потребности повышения его профессионального уровня // Проблемы современного образования. – 2016. – № 4. – С. 149–157.
4. Батырева С. Г. Модель организации дистанционного обучения специалистов на основе компетентностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – Т. 2, № 2. – С. 10–14.
5. Волков С. Б., Волкова С. А., Григорьева Т. А. Распределенные системы повышения квалификации педагогов без отрыва от производства // Педагогический журнал. – 2017. – Т. 7, № 1А. – С. 184–197.
6. Ильюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/book/ilushin1.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
7. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе: учебно-методическое пособие / под ред. Н. Ф. Ефремовой. – М.: Национальное образование, 2013. – 208 с.
8. Краснова Л. А., Шурыгин В. Ю. Особенности организации курсов повышения квалификации в контексте непрерывного образования педагогов // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-1. – С. 51–53.
9. Монахова Г. А., Монахов Н. В., Монахов Д. Н. Модель BYOD в дополнительном профессиональном образовании // Инновации в образовании. – 2017. – № 3. – С. 115–123.
10. Мурзагалиева А. Е., Утегенова Б. М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума. ‒ Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 54 с.
11. Овчинникова Е. В., Петров П. Г., Яковлева Ж. В. Дистанционное обучение педагогов в период пандемии: проблемы и перспективы // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2022. – № 1 (28). – С. 56–65.
12. Сергеев Ю. Н. Дистанционное обучение как средство развития информационной компетентности учителя // Вестник университета. – 2011. – № 4. – С. 90–91.
13. Тихонов П. С. Дистанционные образовательные технологии как инструмент повышения квалификации учителей физики в области формирования у школьников умения решать экспериментальные олимпиадные задачи // Наука и школа. – 2020. – № 6. – С. 130–137.
14. Усова С. Н. Проблемы и возможности электронного повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – 2020. – № 1 (42). – С. 43–57.
15. Шарифзянова К. Ш. Модель педагогической системы дистанционного образования в процессе повышения квалификации учителей // Педагогика и современность. – 2013. – № 2. – С. 85–89.

Информация об авторе
А. Н. Величко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, https://orcid.org/0000-0002-3556-7352, anvelichko@mail.ru