Системно-деятельностный подход при изучении физики в технологическом вузе на примере раздела «Магнетизм»

Научная статья

DOI: 10.15293/1812-9463.2203.08

УДК 378.147.88

Зубова Наталья Валерьевна

Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Россия,

Аннотация. Современные тенденции развития российского общества определяют новые задачи для системы образования, одной из которых является активное вовлечение обучающихся в практическую деятельность изучаемой дисциплины. Мы предлагаем внедрение системно-деятельностного подхода при обучении физике в технологическом вузе. К достоинствам подхода можно отнести его системность и продуктивность, более индивидуальный и гибкий, по сравнению с традиционным обучением, характер. Важнейшим компонентом системно-деятельностного подхода при обучении физике является правильно выстроенная последовательность образовательной деятельности, организующая освоение изучаемого материала, приобретение умений выполнять расчетные задания, реализовывать экспериментальную деятельность и получать продукты исследования. Рассматривается реализация системно-деятельностного подхода на примере изучения раздела «Магнетизм». Определяется специфика использования системно-деятельностного подхода в процессе обучения студентов технологического вуза. В ходе исследования применялись методы изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения педагогического опыта по использования системно-деятельностного подхода в процессе обучения физике. В статье представлена содержательная модель системно-деятельностного подхода в обучении физике и описаны возможности ее использования как эффективного подхода в процессе обучения студентов технологического вуза. Пример использования системно-деятельностного подхода в обучении физике из раздела «Магнетизм» представлен в виде алгоритма работы обучающихся по получению продукта исследования. Аргументирована эффективность использования подхода в образовательной деятельности методом статистической проверки Т-критерия Стьюдента. Делается вывод о том, системно-деятельностный подход позволяет совместить познавательные, развивающие и мотивационные функции в обучении студентов технологического вуза.

Ключевые слова: обучение физике, системно-деятельностный подход, высшее образование, студенты технологического вуза, магнетизм, магнитное поле, индукция, напряженность.

Для цитирования: Зубова Н. В. Системно-деятельностный подход при изучении физики в технологическом вузе на примере раздела «Магнетизм» // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 3 (67). С. 78–89. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2203.08

Текст

Список источников

1. Валюженич М. В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации // Профильная школа. – 2013. – № 4. – С. 57–63.

2. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М.: Педагогика, 1977. – 54 с.

3. Зубова Н. В., Даммер М. Д. Реализация идей STEM-образования на занятиях по физике в технологическом вузе // Современное образование и педагогическое наследие академика А. В. Усовой: материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 04–05 октября 2022 г.). – Челябинск: Край Ра, 2021. – С. 143–147.

4. Иродов И. Е. Задачи по общей физике. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. –
432 с.

5. Иродов И. Е. Электромагнетизм. Основные законы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 320 с.

6. Петров П. К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2013. – 179 с.

7. Попова Г. М., Рябова Е. С. Деятельность как основной инструмент формирования компетентностей // Физика в школе. – 2013. – № 4. – С. 48–53.

8. Попов А. Г. Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2015. – 404 c.

9. Сивухин Д. В. Общий курс физики: в 5 т. Т. 3. Электричество. – М.: Физматлит, 2009. – 656 с.

10. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 5: Электричество и магнетизм. – СПб.: Питер, 2016. – 304 c.

11. Фокин Ю. Г. Краткий справочник по обучению в высшей школе. Деятельностный подход. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. –128 c.

12. Черникова Т. Деятельностный подход к обучению. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 328 c.

13. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС. – М.: Эйдос, 2012. – 162 c.

14. Ширяева Н. И. Задачи по общему курсу физики в вопросах и ответах. Электричество и магнетизм. – СПб.: Питер, 2015. – 469 c.

15. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции (Самара, 20–23 марта 2016 г.). – Самара: Асгард, 2016. –
С. 18–25.

Информация об авторе

Н. В. Зубова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, https://orcid.org/0000-0002-8112-1378, n.v.zubova@mgutm.ru