Научно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагога

DOI: 10.15293/1812-9463.2204.03

УДК 37.012

Кохан Наталья Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Петренко Елена Леонтьевна

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

АннотацияСтатья написана на основе анализа материалов профессиональных конкурсов, проводимых в г. Новосибирске, участия в программе Межрегиональных педагогических научно-практических сборов «Синтез-школа» (г. Ульяновск), наблюдений за практикой воспитательной деятельности. Ключевым условием решения задач, которые стоят перед современной системой образования, является развитие профессиональной компетентности педагога. Готовность к воспитательной деятельности – важнейший компонент профессиональной компетентности. Следовательно, на новом уровне актуализируется содержание научно-методического сопровождения воспитательной деятельности педагога. Объектом анализа выступил процесс научно-методического сопровождения воспитательной деятельности педагогов, предметом анализа стали направления, примеры практик научно-методического сопровождения воспитательной деятельности педагогов. Цель статьи – выявить направления, тенденции и дефициты научно-методического сопровождения воспитательной деятельности педагогов.

Ключевые слованаучно-методическое сопровождение, параметры научно-методического сопровождения, воспитание, воспитательная система, воспитательная деятельность, исследовательский подход, развитие, саморазвитие, профессиональная компетентность, социальное взаимодействие.

Для цитированияКохан Н. В., Петренко Е. Л. Научно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагога // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 4 (68). – С. 24–36. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2204.03

Список источников

1. Агранович Г. В. Классный руководитель как самостоятельная педагогическая специальность // Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения: сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции (Москва, 17–19 июня 2021 г.) / отв. ред. А. В. Лукаш; науч. ред. В. Н. Морозов. – М.: Информио, 2021. – С. 101–106.

2. Байбородова Л. В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 55–62.

3. Галицких Е. О., Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. – 2016. – № 3 (32). – С. 16–21. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly (дата обращения: 07.07.2022).

4. Григорьев Д. В. Духовное и социальное в воспитании человека // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 47–51. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnoe-i-sotsialnoe-v-vospitanii-cheloveka (дата обращения: 07.07.2022).

5. Карасова И. С., Леонова Е. А., Селезнева Е. А. Теоретико-практические аспекты организации производственной практики студентов педвуза как комплексная проблема // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2019 г.): в 2 ч. Ч. I. – М.: Изд-во МПГУ, 2019. –
С. 642–646.

6. Кропочева Д. С. Роль психолого-педагогического сопровождения классного руководителя при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителями // Всероссийский педагогический форум: сборник статей V Всероссийской научно-методической конференции (Петрозаводск, 24 мая 2021 г.). – Петрозаводск: Новая Наука, 2021. – С. 232–240.

7. Лебедева И. В., Шарова М. Д. Цифровая трансформация повышения квалификации классных руководителей в сфере воспитания // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума (Ярославль, 26–27 апреля 2021 г.). – Ярославль: Изд-во Института развития образования, 2021. – С. 134–138.

8. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия [Электронный ресурс]: монография / под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. – Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 316 с. – URL: https://textarchive.ru/c-2972986-pall.html (дата обращения: 05.08.2022).

9. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика. М.: ПЕР СЭ, 2010. – 336 с.

10. Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение внедрения программы воспитания // Воспитание как стратегический национальный приоритет: материалы международного научно-образовательного форума (Екатеринбург, 15–16 апреля
2021 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2021. – С. 39–42.

11. Сергушин Е. Г., Каско Ж. А., Евсеева Ю. А. Особенности формирования готовности бакалавров педагогического образования к сопровождению социально профессионального самоопределения обучающихся // Педагогический журнал. – 2020. –
Т. 10, № 3-1. – С. 89–98.

12. Суркова Н. А. О научно-методическом сопровождении процесса повышения информационно-методической культуры педагогов по проблемам воспитания // Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях: материалы международной электронной научно-практической конференции (Донецк, 01–31 октября 2019 г.): в 4 т. Т. 1. – Донецк: Истоки, 2019. – С. 300–307.

13. Тарасенко Л. В. Методическое сопровождение профессионального роста заместителей директоров по воспитательной работе учреждений общего среднего образования // Современные педагогические инновации: сборник статей международного научно-методического конкурса (Петрозаводск, 27 сентября 2020 г.). – Петрозаводск: Новая Наука, 2020. – С. 100–107.

14. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Арбузова С. А., Прудникова В. А. Технология и результаты моделирования перспективных трудовых функций педагогических работников системы общего образования // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11,
№ 5. – С. 57–83. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2105.04

15. Шамарина Е. В. Условия профессионального развития молодых учителей в пространстве педагогического университета // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 4 (64). – С. 49–59.

Информация об авторах

Кохан Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием, руководитель федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3735-4382, nkokhan@mail.ru

Елена Леонтьевна Петренко – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-6585-5016, elpet31@yandex.ru