Родительский онлайн-университет как эффективная форма психолого-педагогического консультирования и просвещения

УДК 37.048.44

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.10

Марущак Евгения Борисовна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

Игнатенко Ольга Евгеньевна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье представлен опыт консультирования родителей в формате видеоконсультаций в рамках родительского онлайн-университета. Данная практика является одним из направлений деятельности службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, созданной на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» Новосибирского государственного педагогического университета в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Родительский онлайн-университет представляет собой качественный образовательный контент, отвечающий требованиям научности, безвозмездности и доступности. Целью статьи является обобщение опыта практической работы службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые словапсихологическое консультирование, нетрадиционные формы консультирования, видеоконсультации, родительская компетентность, родительский онлайн-университет, модель консультирования, психологическое просвещение.

Для цитированияМарущак Е. Б., Игнатенко О. Е. Родительский онлайн-университет как эффективная форма психолого-педагогического консультирования
и просвещения // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 85–93. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.10

текст

Список источников

1. Бурменская Г. В. Ориентировочные процессы во взаимодействии психолога и родителей в ситуации возрастно-психологического консультирования // Журнал практического психолога. – 2017. – № 6. – С. 100–108.

2. Галстян С. Г. Инновационные формы работы с родителями // Челябинский гуманитарный. – 2015. – № 1 (30). – С. 53–61.

3. Донина И. А., Поломошнова С. А. Практика психолого-педагогического консультирования родителей в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» // Педагогический вестник. – 2020. – № 14. – С. 35–37.

4. Игнатенко О. Е., Марущак Е. Б. Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт) // Комплексные исследования детства. – 2020. ‒ Т. 2, № 4. – С. 255–262.

5. Кларин М. В. Вызовы освоения инновационных образовательных практик // Информация и общество. – 2017. – № 4 (105). – С. 39–46.

6. Марущак Е. Б, Ляпустина Л. В. Технологии взаимодействия с родительской общественностью в дошкольной образовательной организации // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – № 2. – С. 24–31.

7. Марущак Е. Б., Игнатенко О. Е., Гасенко Д. А., Акиншин В. А. Оказание услуг ранней помощи детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, и их семьям в организациях социальной сферы: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – 152 с.

8. Марущак Е. Б. Особенности проектирования программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Вестник педагогических инноваций. – 2019. – № 3. – С. 28–34.

9. Мизина Н. Н., Слюсарева Е. С. Психологическое консультирование в системе сопровождения родителей, включенных в инклюзивную образовательную практику // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. –
С. 307–311.

10. Овчарова Р. В., Николаева И. А. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка: монография. – М.: Юрайт, 2022. – 195 с.

11. Рылова С. Г. Консультирование родителей: преодоление кризисов на основе деятельностного подхода // Научный диалог. – 2012. – № 11. – С. 119–135.

12. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.

13. Andersson G. Internet interventions: Past, present and future // Internet Interventions. – 2018. – Vol. 12. – Pp. 181–188. DOI: https://doi.org/10.1016/j.invent.2018.03.008

Информация об авторах

Марущак Евгения Борисовна– кандидат психологических наук, директор института непрерывного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9280-592X, em1902@bk.ru

Игнатенко Ольга Евгеньевна– руководитель регионального ресурсного центра «Семья и дети», старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, fppd-205@mail.ru

Поступила: 30.12.2022; одобрена после рецензирования: 20.02.2023; принята к публикации: 27.02.2023.