Событийные практики в области образовательной медиации в условиях цифровой трансформации: опыт Сибирского региона

УДК 37.03

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.11

 

Смолянинова Ольга Георгиевна

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Иванов Никита Андреевич

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Матвеева Наталья Валерьевна

Школа самоопределения, Ресурсный центр по технологиям медиации,
г. Красноярск, Россия

Подусова Наталья Сергеевна

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Коршунова Дарья Сергеевна

Красноярский государственный педагогический университет
имени В. П. Астафьева, г. Красноярск, Россия

Кузьмин Дмитрий Николаевич

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

 

АннотацияВ статье представлен педагогический опыт по проектированию и проведению образовательных событий в области медиации на основе применения средств цифровых технологий. В частности, описан опыт организации межрегиональной онлайн-олимпиады среди обучающихся 10–11 классов регионов Енисейской Сибири посредством разработки и использования ресурсов массового открытого онлайн-курса. Рассмотрен опыт проведения школьной секции с докладами по медиации в рамках международной научной конференции в дистанционном формате. Изложены и проанализированы результаты реализации детского конкурса по разработке и защите командами медиаторов-ровесников проектов в формате веб-квестов по тематике профилактики и урегулирования конфликтов средствами медиации. Представлены примеры разработанных школьниками сайтов, сетевых сообществ, а также чат-ботов.

Ключевые словамедиация, восстановительный подход, медиативная культура, школьная служба примирения, образовательное событие, антропологизация образования, цифровая трансформация образования, онлайн-олимпиада, массовый открытый онлайн-курс, веб-квест, чат-бот.

Для цитированияСмолянинова О. Г., Иванов Н. А., Матвеева Н. В., Подусова Н. С., Коршунова Д. С., Кузьмин Д. Н. Событийные практики в области образовательной медиации в условиях цифровой трансформации: опыт Сибирского региона // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 94–111. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.11

ФинансированиеИсследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Модель формирования медиативной компетентности педагогов в условиях поликультурного социума Енисейской Сибири», код заявки № 2022103008985 (КФ-920).

текст

Список источников

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения: пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. – СПб.: Школьная лига, 2013. – 240 с.

2. Вечерина О. П. Институциональные ограничения и возможные направления развития медиации в России // Социодинамика. – 2021. – № 4. – С. 48–67.

3. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 4. – С. 184–200.

4. Гордиенко Н. В., Кирсанова В. Г., Першина Л. А. Оценка результативности работы школьной службы медиации как ресурса воспитания обучающихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2022. –
№ 3. – С. 29–42.

5. Гриншкун В. В., Заславская О. Ю. Уроки пандемии: новые стратегии и технологии обучения // Информатика и образование. – 2022. – № 37 (3). – С. 5–11.

6. Елкин О. М. Риски и потенциал стремительной информатизации образования в России // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 75–84.

7. Жесткова Е. А., Казакова В. В. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-4. – С. 723–725.

8. Кадеева О. Е., Сырицына В. Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. – 2020 – № 10 (163). – С. 45–53.

9. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л. М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.

10. Лобанов В. В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. – 2015. – № 1 (120). – С. 33–42.

11. Манина И. И. Интеграция медиации в образовательное пространство как способ формирования гармоничной коммуникативно-компетентностной и договороспособной личности гражданина РФ // Медиация в образовании: социокультурный контекст: материалы IV Международной научной конференции (г. Красноярск, 14–15 октября
2022 г.) / под общ. ред. О. Г. Смоляниновой. – Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2022. – С. 29–34.

12. Попов А. А., Аверков М. С., Глухов П. П., Ермаков С. В. Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей: монография. – М.: Изд-во МГПУ, 2017. – 131 с.

13. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 4 (29). DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2

14. Свиридова В. В. Мониторинг уровня цифровой трансформации образования: показатели и технологии // Открытое образование. – 2022. – № 26 (3). – С. 17–26.

15. Служба системной дошкольной медиации / Н. М. Лаврова, Н. В. Лавров, И. А. Зезюлинская [и др.]. – Симферополь: Таврида. 2019. – 100 с.

16. Смолянинова О. Г., Иванов Н. А. К проблеме концептуализации феномена «медиативная одаренность» сквозь призму гуманитаризации и антропологизации // Трансформация мировой науки и образования в эпоху перемен: стратегии, инструменты развития: материалы III Международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 30 апреля 2022 г.): в 2 ч. – Ч. 1. – Ростов н/Д: Параграф, 2022. – С. 333–355.

17. Смолянинова О. Г., Иванов Н. А. Обзор практик профессиональной подготовки медиаторов: контекст гуманитаризма // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 133–140.

18. Стародубцев В. А., Шамина О. Б. Кураторы контента в сетевых образовательных событиях // Высшее образование в России. – 2015. – № 5. – С. 132–139.

19. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. – 2019. – № 1–2 (25–26). – С. 22–37.

20. Шамликашвили Ц. А. Медиация – современный метод внесудебного разрешения споров. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2017. – 77 с.

Информация об авторах

Смолянинова Ольга Георгиевна – доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, https://orcid.org/000-0002-5597-6348, smololga@mail.ru

Иванов Никита Андреевич – аспирант, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий обучения, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3581-3725, ni7923049@gmail.com

Матвеева Наталья Валерьевна – руководитель структурного подразделения, Ресурсный центр по технологиям медиации, г. Красноярск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5702-2003, nmatveeva20@mail.ru

Подусова Наталья Сергеевна – аспирант, старший преподаватель кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, https://orcid.org/0009-0009-3600-4293, npodusova@mail.ru

Коршунова Дарья Сергеевна – студент, Институт математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, г. Красноярск, Россия, kodase734@gmail.com

Кузьмин Дмитрий Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8489-4683, dn_kuzmin@mail.ru

Поступила: 09.01.2023; одобрена после рецензирования: 01.03.2023; принята к публикации: 03.03.2023.