Перспектива конечного результата начального освоения инструмента как инновационный подход в методике обучения баритонистов

УДК: 788.2

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.12

Пронин Борис Александрович

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

Цилинко Александр Петрович

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

АннотацияСтатья посвящена вопросам происхождения, классификации и освоения эуфониума, баритона (баритонгорна) и тенора (теноргорна). Описаны особенности их мензур, даны советы по обучению игре на этих инструментах. Представлены описания способов держать вентильные баритоны немецкой конструкции и помповые эуфониумы (а также подобные им помповые баритоны с прямым раструбом). Помимо этого, в общих чертах рассказано о принципах формирования собранного амбушюра, о постановке исполнительского дыхания, о согласовании дыхательных элементов с артикуляцией. Для развития и укрепления амбушюра баритонистов в статье представлены специальные упражнения. Педагогическая инновация в обучении игре на баритоне и подобных ему инструментах заключается в теоретическом осмыслении всего комплекса основных задач, стоящих перед начинающим исполнителем. Авторский способ обучения открывает перед начинающими баритонистами перспективу конечного результата начального освоения инструмента. В первую очередь это одновременное формирование базовых навыков, а также развитие диапазона не только с помощью постепенного хроматического «продвижения» вверх, но и путем перемещения по обертонам в пределах каждой комбинации помп или вентилей в последовательности, соответствующей понижению позиций кулисы тромбона (с I по VII). Благодаря такой методике обучающийся может одновременно осваивать сразу два инструмента – и тромбон, и тенор/баритон/эуфониум, соотнося позиции тромбона с комбинациями вентилей или помп баритона и подобных ему инструментов. Цель статьи – помочь начинающим баритонистам и педагогам по классу тромбона и баритона разобраться с классификацией наиболее часто используемых инструментов, официально или условно входящих в состав семейства саксгорнов, изучить особенности их транспонирования, соотнести комбинации помп и вентилей тенора, баритона и эуфониума с позициями тромбона.

Ключевые словаэуфониум, баритон, баритонгорн, тенор, теноргорн, альт, альт-горн, саксгорн, методика преподавания.

Для цитированияПронин Б. А., Цилинко А. П. Перспектива конечного результата начального освоения инструмента как инновационный подход в методике обучения баритонистов // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 112–121. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.12

текст

Список источников

1. Балагур Д. А. Современные методы постановки исполнительского дыхания в процессе обучения игре на широкомензурных медных духовых инструментах // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XVI Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Л. С. Майковской, А. П. Мансуровой. – М.: Изд-во МГИК, 2019. – С. 205–210.

2. Гержев В. Н. Методика обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2015. – 128 с.

3. Коваленко А. Н. Современная исполнительская практика и выразительные возможности альтгорна // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей / сост. С. С. Наседкина, общ. ред. Е. А. Куштым. Вып. 11. – Челябинск: Изд-во ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2022. – С. 59–65.

4. Кожухарь В. И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПб.: Планета музыки, 2021. – 320 с.

5. Лаптев Р. Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: дис. … канд. искусствоведения. – СПб., 2005. – 247 с.

6. Попов С. С. Инструментоведение: учебник. – 3-е изд., стер. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2021. – 380 с.

7. Пронин Б. А. Особенности начального освоения эуфониума, баритона или тенора // Гуманитарное пространство. – 2021. – Т. 10, № 5. – С. 639–646.

8. Пронин Б. А. Основы обучения игре на тромбоне: учебное пособие. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2022. – 196 с.

9. Сумеркин В. В. Методика обучения игре на тромбоне. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. – 310 с.

10. Толмачев Ю. А., Дубок В. Ю. Музыкальное исполнительство и педагогика: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. – 208 с.

11. Халимон Н. Н. Акмеологические аспекты методики обучения игре на широкомензурных духовых музыкальных инструментах (саксгорнах) // Научно-методический бюллетень военного университета МО РФ. – 2021. – № 1 (15). – С. 47–57.

12. Цилинко А. П., Илларионова Н. Н. Интеграция традиций в музыкальном стиле «кроссовер» как способ минимизации межпоколенческого ценностного раскола // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2019. – Т. 18, № 1 (150). – С. 100–106.

13. Johnson A. The fundamental approach to trombone technique: a comprehensive strategy for addressing common technical deficiencies in trombone performance ball State University Muncie. – Muncie, Ind.: Ball State University, 2010. – 214 p.

14. Kleinhammer E. The art of trombone playing. – USA: Summy-Birchard Music division of Summy-Birchard Inc., 1996. – 112 p.

15. Plillips H., Winkle W. The Art of Tuba and Euphonium. – Alfred Music, 1992. – 90 p.

Информация об авторах

Пронин Борис Александрович – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры эстрадно-джазового искусства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, korgmouse@live.com

Цилинко Александр Петрович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстрадно-джазового искусства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ap.tsilinko@mpgu.su

Поступила: 20.12.2022; одобрена после рецензирования: 20.02.2023; принята к публикации: 27.02.2023.