Преподавание истории в негуманитарных вузах России: к вопросу о новой концепции

УДК 323.1+327.3+341.1+341.24

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.04

 

Быстренко Валентина Ивановна

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

Ярославцев Виктор Георгиевич

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

 

АннотацияСегодня в России разрабатывается новая концепция истории для студентов вузов, позволяющая в полной мере формировать компетенции специалиста. В статье рассматриваются основные проблемы современного этапа преподавания истории в вузе и предложены направления его совершенствования, анализируются опубликованные материалы конференций, дискуссий профессионального сообщества, а также опыт работы авторов в вузе. Отмечается необходимость унификации названия обязательной для негуманитарных вузов России дисциплины по истории, разработки нового государственного стандарта, соответствующего времени, выделяемому в учебных планах вузов. В выводах предложен ряд наиболее важных изменений в содержательную и методическую части курса, в частности реализация проблемно-хронологического принципа, связь истории России с мировой историей, обязательное изучение истории России постсоветского периода и ее места на постсоветском пространстве, выработка понимания студентами общего и особенного в истории и современном развитии России. Обосновывается необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования труда преподавателя с учетом его усложнения в условиях цифровизации.

Ключевые словаистория России, всеобщая история, концепция, методика, проблемный подход, постсоветское пространство, фальсификация.

Для цитированияБыстренко В. И., Ярославцев В. Г. Преподавание истории в негуманитарных вузах России: к вопросу о новой концепции // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 31–41. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.04

текст

Список источников

1. Артюхина А. И., Танкабекян Н. А., Даниленко Е. Е., Зейналлы Р. Р., Жогло Е. Н. Методы проблемного обучения как путь развития креативного мышления студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 56. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48939834 (дата обращения: 12.12.2022).

2. Быстренко В. И. Некоторые проблемы истории, исторического образования и просвещения в современной России // Наука и мир. – 2021. – № 9 (97). – С. 16–22.

3. Встреча с историками и представителями традиционных религий России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69781 (дата обращения: 12.12.2022).

4. Васюхин О. В. Проблемы развития социально-гуманитарного образования в технических вузах современной России // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6. – С. 1270–1274.

5. Гусарова М. Н., Савка О. Г. Формирование цифровых компетенций у студентов при реализации программ высшего образования // Высшее образование сегодня. – 2022. – № 8. – С. 33–37.

6. Кокоулин В. Г., Иващенко Я. С. Роль предмета «История (История России. Всеобщая история)» в воспитании студентов негуманитарных специальностей // Вестник педагогических инноваций. – 2022. – № 2 (66). – С. 5‒13. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.01

7. Котельников А. Ю., Андруник А. П. Проблемы формирования патриотического сознания студенческой молодежи на современном этапе развития России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 49. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46511487 (дата обращения: 12.12.2022).

8. Качество образования: куда мы движемся? // Идеи и идеалы. – 2011. – Т. 1, № 4. – С. 3–19.

9. Ладнушкина Н. М. Дистанционное и электронное обучение: нормативно-правовое регулирование труда педагога // Народное образование. – 2021. – № 1. – С. 19–24.

10. Парилов О. В. Педагогические воззрения славянофилов и современная реформа российского высшего образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 417. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25389998 (дата обращения: 12.12.2022).

11. Паркер С. Просвещение продолжается. В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 626 с.

12. Родос В. Б. Я – сын палача. – М.: ОГИ, 2008. – 656 с.

13. Российская история: теория изучения и методы преподавания // Отечественная история. – 2008. – № 3. – С. 155–179.

14. Слободчиков В. И., Остапенко А. А., Шестун Е. В., Захарченко М. В., Рыбаков С. Ю., Моисеев Д. А., Коротких С. Н., Зелинский К. В. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Народное образование. – 2022. – № 4. – С. 28–39.

15. Февр Л. Бои за историю. – М.: Наука, 1991. – 632 с.

16. Этика. Словарь для детей на основе мифов, былин, легенд, преданий / сост. И. М. Анисимова. – М.: Звонница-МГ, 2016. – 204 с.

17. Эткинд А. М. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / пер. с англ. В. Макарова. – М.: Новое литературное обозрение, 2022. – 448 с.

Информация об авторах

Быстренко Валентина Ивановна – доктор исторических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9657-2270, v.i.bystrenko@nsuem.ru

Ярославцев Виктор Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4501-1980, 220455@bk.ru

Поступила: 20.12.2022; одобрена после рецензирования: 20.02.2023; принята к публикации: 22.02.2023.