Четырехкомпонентная модель профессиональной подготовки психологов-консультантов

УДК 159.9+316.6

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.06

 

Андронникова Ольга Олеговна

Новосибирский государственный педагогический университет,
г. Новосибирск, Россия

 

АннотацияСтатья посвящена анализу становления профессиональной идентичности психологов-консультантов в процессе профессионального обучения в вузе. Обозначена необходимость изменений в существующей системе подготовки, детерминированных трансформацией современных требований к психологам-консультантам. Отмечена важность личностной зрелости специалиста по психологическому консультированию для эффективности деятельности. Проведен анализ специфики формирования профессиональной идентичности психолога-консультанта, определены основные области развития профессиональной идентичности: формирование представления о себе как о профессионале, формирование профессиональных навыков и отношений, включение в профессиональное сообщество. Проанализированы основные подходы к включению личной терапии и супервизии в учебный процесс в российской и зарубежной системе подготовки специалистов психологического консультирования. Представлена четырехкомпонентная образовательная модель подготовки психологов-консультантов (теория – практика – личная терапия – супервизия), способствующая решению задач подготовки специалистов. Рассмотрены возможности организации данной модели в рамках академической подготовки в вузе.

Ключевые словамодель профессиональной подготовки, профессиональная идентичность, психолог-консультант, супервизия, личная терапия, эффективность деятельности, профессиональное образование.

Для цитированияАндронникова О. О. Четырехкомпонентная модель профессиональной подготовки психологов-консультантов // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 50–60. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.06

текст

Список источников

1. Гречко А. А. Типологические особенности профессиональной идентичности будущих психологов [Электронный ресурс] // Психология и Психотехника. – 2020. – № 2. – С. 16–26. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-professionalnoy-identichnosti-buduschih-psihologov/viewer (дата обращения: 10.10.2022).

2. Кораблина Е. П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2005. – № 12. – С. 20–30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-psihologa-konsultanta-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.10.2022).

3. Митасова Е. В., Гафиятуллин Э. Э. Становление и профессиональное развитие психологов-консультантов в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. – М.: Изд-во Психологического института РАО, 2020. – С. 189–193. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-professionalnoe-razvitie-psihologov-konsultantov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 08.10.2022).

4. Овчинникова Ю. Г. Профессиональная подготовка психологов-консультантов // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 2. – С. 45–48.

5. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 545–548. – URL: https://moluch.ru/archive/40/4867/ (дата обращения: 25.10.2022).

6. Burkholder D. A model of professional identity expression for mental health counselors // Journal of Mental Health Counseling. – 2012. – Vol. 34, Issue 4. – Pp. 295–307. DOI: https://doi.org/10.17744/mehc.34.4.u204038832qrq131

7. Gibson D. M., Dollarhide C. T., Moss J. M. Professional identity development: A grounded theory of transformational tasks of new counselors // Counselor Education and Supervision. – 2010. – Vol. 50, Issue 1. – Pp. 21–38. DOI: https://doi.org/10.1002/j.1556-6978.2010.tb00106.x

8. Kalkbrenner M. T., Neukrug E. S., Griffith S.-A. M. Appraising counselor attendance in counseling: The validation and application of the revised Fit, Stigma, and Value Scale // Journal of Mental Health Counseling. – 2019. – Vol. 41, Issue 1. – Pp. 21–35. DOI: https://doi.org/10.17744/mehc.41.1.03

9. Kaslow N. J. Competencies in professional psychology // American Psychologist. – 2004. – Vol. 59, Issue 8. – Pp. 774–781. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.8.774

10. Koltsova I., Dolganina V., Shirvanyan A., Zalevskaya Ya., Inobat E. Professional development of a psychologist as the basis of his professional competence // Social and cultural transformations in the context of modern globalism. – Pp. 902–908. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.120

11. Lambie G. W., Mullen P. R., Swank J. M., Blount A. The counseling competencies scale: Validation and refinement // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. – 2018. – Vol. 51, Issue 1. – Pp. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1080/07481756.2017.1358964

12. McMahon A. “Part of me feels like there must be something missingˮ:
A phenomenological exploration of practising psychotherapy as a clinical psychologist // British Journal of Guidance & Counselling. – 2018. – Vol. 46, Issue 2. – Pp. 217–228. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2017.1413169

13. Moss J. M., Gibson D. M., Dollarhide C. T. Professional identity development: A grounded theory of transformational tasks of counselors // Journal of Counseling & Development. – 2014. – Vol. 92, Issue 1. – Pp. 3–12. DOI: https://doi.org/10.1002/j.1556-6676.2014.00124.x

14. Paulsen J., Peel T. H. Betydningen av terapeutens egenterapi [Электронный ресурс] //
Tidsskrift for Norsk Psykologforening. – 2013. – Vol. 50, Issue 11. – Pp. 1074–1079. ‒ URL: https://psykologtidsskriftet.no/fagartikkel/2013/10/betydningen-av-terapeutens-egenterapi (дата обращения: 10.11.2022).

15. Rоnnestad M. H., Skovholt T. M. The journey of the counselor and therapist: Research findings and perspectives on professional development // Journal of Career Development. – 2003. – Vol. 30, Issue 1. – Pp. 5–44. DOI: https://doi.org/10.1177/089484530303000102

16. Sabella S. A., Bernacchio C. P., Boland E. A., Schultz J. C. The conceptualization and assessment of professional dispositions in rehabilitation counselor education // Rehabilitation Research, Policy and Education. – 2019. – Vol. 33, Issue 3. – Pp. 198–211. DOI: https://doi.org/10.1891/2168-6653.33.3.198

17. Ziede J. S., Norcross J. C. Personal therapy and self-care in the making of psychologists // The Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. – 2020. – Vol. 154, Issue 8. – Pp. 585–618. DOI: https://doi.org/10.1080/00223980.2020.1757596

Информация об авторе

Андронникова Ольга Олеговна – кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1756-7682, andronnikova_69@mail.ru

Поступила: 10.01.2023; одобрена после рецензирования: 27.02.2023; принята к публикации: 01.03.2023.