Теоретические и психолого-педагогические основы отбора содержания и методов профессиональной подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к взаимодействию с местным населением

УДК 378.1

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.07

Новичук Анатолий Сергеевич

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации,
г. Новосибирск, Россия

Лаврентьева Зоя Ивановна

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации,
г. Новосибирск, Россия

АннотацияВ статье рассматривается проблема трансформации профессионального военного образования для организации качественной подготовки военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач как в повседневной деятельности, так и в зоне проведения специальной военной операции. Особое внимание уделяется вопросу отбора содержания и методов профессионального образования в аспекте взаимодействия военнослужащих с местным населением. Цель статьи – теоретическое и методологическое обоснование отбора содержания и методов профессиональной подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к взаимодействию с местным населением. Методы исследования: для определения теоретических выводов использованы методы анализа и синтеза, позволяющие установить закономерности, возникающие при рассмотрении взаимодействия военнослужащих с местным населением. В эмпирической части применялся метод интервью. Методологическая база представлена актуальными социологическими, психологическими и педагогическими концепциями, отражающими сущность понятия «взаимодействие». В заключение приведены результаты эмпирического исследования, в ходе которого были выявлены характерные трудности, которые испытывали военнослужащие при взаимодействии с местным населением. Делается вывод о том, что военнослужащим в процессе обучения и подготовки к взаимодействию с местным населением необходимо обладать определенными знаниями о теории взаимодействия, а также владеть способами установления контактов с местным населением.

Ключевые словавзаимодействие, отношение, военнослужащие, местное население, теория взаимодействия, профессиональная подготовка военнослужащих, профессиональное образование.

текст

Для цитированияНовичук А. С., Лаврентьева З. И. Теоретические основы отбора содержания и методов профессиональной подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к взаимодействию с местным населением // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.07

Список источников

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 282 с.

2. Баханов А. А. Оценка результатов формирующего эксперимента по развитию у сотрудников силовых структур навыков, способствующих эффективному взаимодействию с местным населением приграничья // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2021. – № 1. – С. 76–83.

3. Белимова А. А. Методологические основания подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 2. – С. 48–51.

4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998.

5. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с.

6. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

7. Григорьева М. В. Взаимодействие как категория современной психологии // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2009. – № 3–4 (7–8). – С. 3–12.

8. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2017. – 640 c.

9. Загвязинский В. И. Методология педагогического исследования: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 117 с.

10. Ильин Ю. И. Особенности охраны общественного порядка на территории проведения специальной военной операции // Закон и власть. – 2022. – № 3. – С. 35–39.

11. Клепцова Е. Ю. К анализу категории «отношение» // Психология. – 2011. –m№ 3. – С. 125–129.

12. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование. – 2007. – № 1. – С. 73–83.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004. – 345 с.

14. Миронова О. И. Психологическая структура вынужденного контакта // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2009. – № 12 (80). – С. 242–248.

15. Морозов В. А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства // Креативная экономика. – 2015. – № 9 (10). – С. 1309–1318.

16. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 398 с.

17. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2018. – 736 c.

18. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2018. – 434 с.

19. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

20. Розин В. М. Методология, мышление, коммуникация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 3–21

21. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. – 328 с.

22. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982.

23. Соколков Е. А. Гуманизация и гуманитаризация современного образования в высшей школе // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2008. – № 2. – С. 4–12.

24. Сорокин П. А. Система социологии. – М.: Астрель, 2008. – 1003 с.

25. Старцев М. В. Категория «взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2007. – № 1 (11). – С. 49–61.

26. Тесленко В. И., Латынцев С. В. Коммуникативная компетентность в контексте продуктивного взаимодействия: монография. – Красноярск: Изд-во КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. – 252 с.

27. Федотов Б. В. Книга в локальном конфликте: Северный Кавказ: конец XX – начало XXI века: монография. – Новосибирск: НВИ ВВ МВД России: ГПНТБ СО РАН, 2006. – 255 с.

28. Филонов Л. Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: (методика контактного взаимодействия). – Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. – 40 с.

29. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 1975. – С. 54–71.

Информация об авторах

Новичук Анатолий Сергеевич – адъюнкт, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/000-0001-6415-6387, novichuk2012@mail.ru

Лаврентьева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9428-497Х, lzi53@mail.ru

Поступила: 30.12.2022; одобрена после рецензирования: 20.02.2023; принята к публикации: 27.02.2023.