Вопросы профилактики графической дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития

УДК 159.9

DOI: 10.15293/1812-9463.2301.08

Кондратьева Светлана Юрьевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия

АннотацияПредметом исследования стали специфические систематические ошибки в процессе формирования счетной деятельности и письменной математической речи, а также их влияние на предрасположенность к графической дискалькулии у обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье представлены результаты экспериментального исследования, предполагавшего выполнение детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития и их нормотипичными сверстниками заданий из методики диагностики, направленных на выявление у рассматриваемой категории респондентов специфических особенностей восприятия и ориентировки в пространстве, умения читать и изображать математические символы. Предлагается авторское определение понятия «дискалькулия», подчеркивается важность поиска и реализации эффективных путей психолого-педагогической работы, направленной на профилактику графической дискалькулии как одного из вида нарушений математической деятельности.

Ключевые словаграфическая дискалькулия, дискалькулия, задержка психического развития, математические представления, математическая речь, пространственные представления, профилактика, психолого-педагогическая работа.

Для цитированияКондратьева С. Ю. Вопросы профилактики графической дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1 (69). – С. 70–77. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2301.08

текст

Список источников

1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 121 с.

2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.

3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Лопатина Л. В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей: учебное пособие. – СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. – 127 с.

4. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – С. 8–16.

5. Кондратьева С. Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – М.: Парадигма, 2017. – 264 с.

6. Кондратьева С. Ю., Лебедева Н. В. Математические игры с геометрическими формами и цифрами. Развитие математических способностей у старших дошкольников: рабочая тетрадь. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 24 с.

7. Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников: учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 256 с.

8. Кондратьева С. Ю. Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине: методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 32 с.

9. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 17–20.

10. Мамайчук И. И., Ильина М. Н., Миланич Ю. М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Эко-Вектор, 2017. – 539 с.

11. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 212 с.

12. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.

13. Butterworth B., Varma S., Laurillard D. Dyscalculia: From Brain to Education // Science. – 2011. – Vol. 332, Issue 6033. – Рp. 1049–1053. DOI: https://doi.org/10.1126/science.1201536

14. Kosč L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematicnuch schopnosti v detakom veka // Otasky defektogie. – 1971. – № 4. – Рp. 34–48.

15. Geary D. C., Hoard M. K., Nugent L., Bailey D. H. Mathematical Cognition Deficits in Children with Learning Disabilities and Persistent Low Achievement: A Five-Year Prospective Study // Journal of Educational Psychology. – 2012. – Vol. 104, Issue 1. – Pp. 206–223. DOI: https://doi.org/10.1037/a002539

Информация об авторе

Кондратьева Светлана Юрьевна – доктор психологических наук, профессор кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8345-7003, kondr-svet@rambler.ru

Поступила: 20.11.2022; одобрена после рецензирования: 18.02.2023; принята к публикации: 27.02.2023.